Несмотря на кризис, сохраняется ориентация бизнеса на здоровьесбережение. По мнению экспертов, в городе ожидается рост спроса на фермерские продукты, IT-проекты, места общепита, продовольственные магазины и Интернет-магазины.
В 2016 году благодаря помощи сотрудников Центра поддержки предпринимательства в городе Омске было открыто 346 субъектов бизнеса. Директор учреждения Татьяна ДОРОБОЛЮК рассказала корреспонденту KVnews Татьяне ЛЯПИСТОВОЙ, с какими вопросами начинающие и действующие предприниматели обращаются в Центр, что их интересует, и какие сферы бизнеса будут развиваться в Омске.
— Татьяна Борисовна, давайте подведем итоги работы Центра за прошлый год. Много ли было обращений от предпринимателей? Какие услуги Центра были востребованы?
В 2016 году к нам обратилось более 6000 человек, за 9 месяцев 2017 года – более 4000 человек. По сравнению с предыдущим годом есть некоторый спад, это связано с экономической ситуацией. В основном востребованы консультации. Наша целевая аудитория – это физические лица, которые планируют открыть собственное дело, либо начинающие предприниматели. Обычно приходят люди, которые не знают, какие шаги предпринимать. Мы рассказываем, что изначально нужно подготовить пакет документов на регистрацию, чем отличаются ООО от ИП, какие есть минусы и плюсы. После того, как определились с организационно-правовой формой, рассматриваем, какую систему налогообложения выбрать – общую, упрощенную систему, единый налог на вмененный налог. В ряде случаев впервые зарегистрированным ИП подходят налоговые каникулы. Некоторым требуется подготовка бизнес-плана. Например, безработным, которые хотят участвовать в конкурсе на получение субсидий, мы помогаем составить бизнес-план. Только за 2017 год оказана помощь в составлении 70 бизнес-планов. Эта работа требует несколько дней кропотливого труда и включает планирование доходов и расходов, составление финансового плана, проведение расчетов показателей эффективности проекта. Все услуги мы предоставляем бесплатно. С вопросами обращаются также по телефону, на сайте и в соцсетях. Для предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты, также открыты новые возможности. В 2017 году Администрацией города Омска утвержден новый порядок, в котором Центр выступает в качестве координатора при реализации инвестиционных проектов.
— В Центре работает большой коллектив? В руководстве у вас одни женщины. Справляетесь с трудностями, предприниматели не относятся с недоверием?
Штатная численность Центра — 14 человек. Я больше скажу, у нас чисто женский коллектив. Проблем с недоверием не было, потому что у нас работают компетентные квалифицированные специалисты, которые ответственно подходят к каждому вопросу и при работе с клиентом применяют личностно-ориентированный подход. Поэтому один раз обратившись в Центр, предприниматель становится нашим постоянным клиентом.
— За 2016 год сколько человек благодаря вам смогли открыть свой бизнес? Какие направления популярны у предпринимателей?
При поддержке Центра прошли государственную регистрацию и начали предпринимательскую деятельность 346 субъектов малого бизнеса. Если говорить о самых популярных видах, то это различные услуги, общественное питание, открываются детские группы, организации в сфере строительства, розничной торговли, образования и др. Проведенный нами мониторинг показывает, что структура открытых с нашим участием ООО и ИП соответствует общероссийским тенденциям. Микропредприятия выбирают данные виды деятельности, потому что они не требуют огромных вложений, инвестиций.
— Были случаи, когда Вас удивляло, какими проектами хотят заниматься омские бизнесмены?
На этой неделе к нам обратился клиент, который готовит бизнес-проект для участия в конкурсе на предоставление финансовой поддержки от службы занятости. По сути своей это очень творческий проект, который заключается в подготовке подарочных изданий о каком-либо человеке. Уникальность состоит в том, что собираются материалы по родословной, реставрируются фотографии и пишется книга со слов заказчика. Меня это удивило. Такие подарочные экземпляры, мне кажется, будут пользоваться популярностью, потому что каждому человеку интересно знать о своих предках.
— Центр отслеживает судьбу своих «подопечных»?
Да, мы интересуемся судьбой предпринимателей, некоторых сопровождаем до того момента, пока они не «встанут на ноги». Большая часть зарегистрированных с участием специалистов Центра предпринимателей продолжают работать. От числа обратившихся за помощью в Центр около 80% в итоге открывают свой бизнес.
— Вы помогаете начинающим предпринимателям определиться с направлением деятельности? Какие ниши, как Вы думаете, сейчас востребованы?
Работа по выявлению приоритетных сфер деятельности проводится уже несколько лет. В этом году по нашему заказу компания «Делфи» провела исследование по выявлению приоритетных сфер предпринимательской деятельности в Омске. По мнению экспертов, ожидается рост спроса по таким направлениям, как фермерство и экопродукты; IT; логистика; фастфуды, фрешбары, столовые и пиццерии; продовольственные магазины, Интернет-магазины, еда «по подписке» и др.
Также специалисты выяснили, по каким направлениям в Омске предложения ниже, чем в других городах-миллионниках. К ним относятся детские сады, места общепита, многопрофильные медицинские и стоматологические центры, центры туристических услуг, парикмахерские, юридические услуги и продовольственные магазины в формате «у дома».
По мнению омичей, в городе также не хватает творческих и спортивных секций для взрослых, кинотеатров, домов престарелых, фермерских рынков и магазинов одежды и обуви. То есть вышеназванные сферы являются местом приложения сил для начинающих предпринимателей. Также результатами исследований может пользоваться и действующий бизнес, готовый расширять перечень видов и направлений деятельности.
Несмотря на кризис, сохраняется тренд «здорового питания». Начинающим предпринимателям рекомендуется открывать магазины спортивного питания, инвентаря, «здоровое» кафе, Интернет-магазин спортивных гаджетов, диетологический кабинет, оказывать услуги фитнес-тренера, создавать фитнес-приложения. Что касается уже существующего бизнеса, можно открыть отдел диетического питания в продуктовых магазинах, а также организовать доставку из кафе или ресторана здорового питания в офисы и на дом.
Омские предприниматели, собирающиеся развиваться в области импортозамещения, которое поддерживают федеральные власти, стоит обратить внимание на такие направления, как машиностроение, в особенности станкостроение, химическая промышленность, сельское хозяйство и производство продовольственной продукции.
Кроме того, местные бизнесмены могут выходить на международный рынок, сейчас перспективным направлением считаются уникальные предложения, можно использовать преимущества сибирского происхождения бренда.
— Можно как-то охарактеризовать омского покупателя? Чем он сейчас руководствуется при принятии решения о покупке? Для начинающих предпринимателей это должно быть важно.
В том же исследовании эксперты выявили интересные тенденции. На сегодня омичи стараются больше экономить, поэтому чаще прибегают к поиску более дешевых товаров и «охотятся» за промоакциями. В связи с этим начинающим бизнесменам советуют открывать дисконт-центры, дискаунтеры или узкоспециализированные магазины, направленные на работу с обеспеченными клиентами. Предпринимателям, работающим в сфере торговли, можно расширить ассортимент востребованных, но недорогих товаров. Производителям рекомендуют использовать технологии, которые позволят удешевить производство.
Предпринимателям нужно также учитывать, что омичи отказываются от «наличности», им удобнее оплачивать услуги и покупки пластиковой картой.
Жители Омска все больше совершают покупки онлайн или с помощью приложений. Особой популярностью пользуются сайты-агрегаторы Aliexpress и Ebay. В связи с этим начинающим предпринимателям лучше создавать Интернет-магазины и сайты-агрегаторы, а существующим магазинам необходимо присутствие в Интернете – иметь свой сайт, группу в соцсетях, можно также создать приложение для поддержания постоянного контакта с клиентом.
Стоит отметить, что лучше всего омичи воспринимают рекламу на ТВ и билбордах. Самыми раздражающими способами информирования о товарах и услугах омичи назвали SMS-рассылки и оповещения на электронную почту.
Эксперты также рекомендуют омским предпринимателям участвовать в городских праздниках и спортивных мероприятиях, проводить собственные промомероприятия, так как жители города стали чаще посещать такие события.
На положительное отношение к бренду может повлиять и участие бизнеса в решении ряда городских проблем: инфраструктурных, культурных и связанных с экологической обстановкой. В качестве идей исследователи предлагают организовывать мероприятия, решающие проблемы города, улучшать территорию возле офиса, торговой точки или производства и работать с влиянием бизнеса на окружающую среду.
— Центр занимается просветительской деятельностью. По каким темам проводятся семинары? Пользуются они популярностью среди бизнесменов?
В прошлом году было проведено около 100 обучающих мероприятий, в которых приняло участие более 2500 человек. Особой популярностью пользуются бизнес-семинары. Они проводятся один-два раза в неделю по темам, которые интересуют предпринимателей (бизнес-планирование, выбор системы налогообложения, государственные и муниципальные закупки, оперативное повышение продаж, виды договоров в предпринимательской деятельности, организация Интернет-магазина и др.). Очень актуальны сегодня вопросы трудового законодательства. Например, на одном мероприятии спикера просто забросали вопросами про беременных, что с ними делать, можно ли их увольнять? Не знаю, почему, но это была больная тема. В Центре небольшое помещение, больше 50 человек не вмещается, поэтому для больших групп проводим семинары в экспоцентре, для молодежи – в вузах. Рассказываем предпринимателям также о грядущих изменениях в законодательстве. Например, с 01.07.2018 все предприниматели, независимо от системы налогообложения, должны будут установить кассовые аппараты. Мы рассказываем, с чем они столкнутся, чтобы они были готовы к изменениям. У нас также проводятся встречи с успешными предпринимателями. Персону предлагают наши клиенты. Среди известных ШКУРЕНКО, ШАДРИН, ЕРЕМЕНКО, ОРЕХОВ, ГОЛОВКО и др. Планируем пригласить поделиться своим опытом и других бизнесменов, в том числе из других городов.