Экс-губернатор Омской области считает, что российскому обществу, абсолютно доверяющему руководству страны, придется «для подтверждения своей солидарности с курсом правительства» затянуть пояса и потерпеть снижение социальных стандартов.
Фонд "Духовное наследие" опубликовал очередную порцию ответов бывшего губернатора Омской области Леонида ПОЛЕЖАЕВА на вопросы омичей. Поскольку вопросы часто повторяются и незначительно разнятся в формулировках, пресс-служба фонда объединила их в условные общие группы. Традиционно представляем эти ответы целиком.
1. Блок вопросов о социальной политике: ценообразование, льготы для малообеспеченных слоев населения, занятость, тарифы на коммунальные услуги и др.
Как всегда в своих обращениях люди сравнивают современный уровень жизнеобеспечения с предыдущим периодом. С 1990-х по 2000-е годы сравнивали с советским периодом, причем сравнение было не в пользу 90-х годов. Сейчас общество сравнивает настоящее с 2000-ми годами и тоже не в пользу настоящего времени. В чем причина подобных качелей? Как правило, в России всякая проблема в бытовом сознании персонифицируется. 90-е годы – это распад страны, Горбачев М.С., Ельцин Б.Н., грабительская приватизация как знамя либерального курса. Но вместе с тем говорят, что и в эти годы власть пыталась социально поддерживать малоимущие слои населения. 2000-е годы и до наших дней – время одного руководителя страны, но и оно с разницей по периодам. Начало 2000-х годов совпало наложением друг на друга двух важных факторов, которые дали серьезный толчок развитию, а следовательно и повышению благосостояния народа. Первое – это эффект от принятых в 90-х годах институциональных и экономических реформ. Второе – благоприятная ценовая конъюнктура на рынке углеводородов. Проще – цена на нефть. Период, длившийся почти 10 лет, дал не виданный в истории России скачок в уровне благосостояния, доступности потребительских форм даже малообеспеченным семьям и пенсионерам. Но дальше, начиная с 2012 года снижается эффект от ранее принятых экономических реформ, в экономике страны начинает преобладать государственный сектор. Резко меняется в сторону снижения доходов рынок нефти и газа. Все это накладывается на изменяющуюся внешнеполитическую ситуацию, следовательно, и на экономику страны. Конфликт с США и Западом заставляет страну перенести вектор бюджетных затрат на восстановление оборонной промышленности и модернизацию армии. Естественно, что условия, в которые запад поставил страну не позволяют равноценно нести расходы и на оборону и на социальную политику, включая такие важные отрасли как образование и здравоохранение. Снижение социальных стандартов характерно для всей страны, и Омская область здесь не может быть никаким исключением. Ослабление этого бремени возможно только при искусной, профессиональной управленческой политике. Будем надеяться, что региональные власти таким искусством обладают, тем более что процесс стагнации будет продолжителен во времени, и к этому нужно быть готовыми. Обществу, разделяющему и абсолютно доверяющему руководству страны, придется подтвердить свою солидарность с курсом правительства.
2. Вопросы, касающиеся характера отношений с Украиной от украинской диаспоры в Омской области.
Принято считать, и это крепко вбито в головы людей еще с советских времен, что мы братья по крови и мы живем в вечной нерушимой дружбе. Этот штамп понятен – он был стержнем всей интернациональной политики и идеологии советской страны. Не заглядывая в святцы, так думали все в России, но не так думали сами украинцы. Вот, что вещал народный поэт Украины Тарас Шевченко, боготворимый в свое время советской властью:
Кохайтеся, чорнобриві,
Та не з москалями,
Бо москалі — чужі люде,
Роблять лихо з вами.
Тарас Шевченко
22 апреля 1838 г.
Только в XX веке Украина трижды официально заявляла о своем суверенитете в 1918 году в период распада Российской империи, в 1943 году во Львове был провозглашен суверенитет Украины при поддержке немецких оккупационных властей и, наконец, в 1991 году после распада СССР. До 50-х годов советские войска вели изнурительную борьбу с бандеровщиной на Западной Украине. Советская власть стыдливо замалчивала эти «грехи» украинцев во имя единства всех народов СССР. Политика последних лет по отношению к Киеву оказалась заложницей псевдобратских отношений и внутриполитических интриг. Горькие плоды этой политики придется пожинать не один год, причем это всегда будет идти в связке с отношениями России и Европы, а теперь уже и США. На самом деле на горизонте все не так хорошо, независимо от того будет ли президентом П.А. Порошенко или кто-либо другой. В орбите интересов России находится не только Украина, а еще ряд постсоветских государств. Хотелось, чтобы в отношениях с ними нашим внешнеполитическим ведомством был учтен сей печальный опыт. Чем бы ни закончилась политическая борьба на Украине, чувство настороженности, подозрительности, ущемленного самолюбия, опасения надолго сохранится как в недрах украинского народа, так и в недрах российского. Главная задача сейчас – снижение острой фазы конфликта и перевод его в состояние переговорного процесса.
3. Вопросы о влиянии Русской православной церкви на жизнь страны.
Наблюдательный человек, живущий в России и немного знающий ее, не может не заметить некоторых характерных качеств: уныние, скептицизм, пофигизм – стали частью национального бытия. Появляющийся на этом фоне истеричный патриотизм отдельных групп дополняет эту картину. Все это создает впечатление больного общества, где нет веры не только в будущее, но и в завтрашний день. Психологический надлом общества – опасное состояние, охватившее параличом многие общественные процессы. Самое интересное, что ни в политике, ни в экономике нет оснований для такой национальной депрессии. Такой упадок веры не первый случай в русской истории. Нечто подобное было в смутные времена, ставшие предтечей Империи. Такое было в 20-е годы прошлого века, ставшие предтечей советской империи. Что нас ждет сейчас? В двух первых случаях организующим фактором была идея, в одном случае – сохранить страну, в другом случае – построить коммунистическое общество. Носителями идеи сохранения в первом случае была православная церковь. В другом случае православие было заменено другой религией – марксизмом-ленинизмом. Строительство сегодня новой государственности остро нуждается в идее. Это понимают все, русский человек без идеи – разбойник, поэтому так долго шли поиски национальной идеи. Ни одна из партий, которые были и есть на современной политической карте России, не несли и не несут национальной идеи. Их уставы и программы носят характер выборных политических деклараций к случаю. Даже зюгановская КПРФ потеряла преемственную идею, погрязнув в ревизионизме и оппортунизме, намертво прильнув к государственной партии Единая Россия. Вот здесь и наступает момент истины, а что же есть в национальной памяти – есть православная церковь. Церковь, которая в условиях многолетнего богоборчества не смогла реформироваться и воплотить себя в идее русского либерализма последних лет, но она вполне соответствует российской авторитарной модели устройства власти. Я это почувствовал еще в начале 90-х годов, когда в результате всплеска социальной энергии в России произошел культурный коллапс. Вместо угасающей веры в коммунизм, исчезла вера во все другое. Корни христианства едва проглядывались, о православии просто забыли. Более всего от утраты веры, пусть даже утопической, больше пострадал русский народ. Если другие народы сохраняли у себя в быту, в семье основы своей религии – ислам, католицизм, буддизм – они остались со своими духовными пастырями. У русских не оказалось ничего – ни коммунизма, в который они безотчетно поверили, уничтожив свои святыни, ни православия, которого они не знали. Надо было видеть этот психологический надлом целого этноса. Им некуда и не к кому было идти за словом.
Видение этого заставило в Омской области уже в 1992 году разработать региональную программу «Дорога к храму». С этого началось возвращение той части национальной культуры, которая несла в себе православие. Мы правильно нащупали или угадали, как хотите, тот нерв, который затронул души людей. Все остальное было уже потом. Важно сейчас, чтобы азарт церкви и некоторых иерархов не был избыточным. Нельзя до опасного предела сближать дистанцию между церковью и государством – это, прежде всего, опасно для самой церкви и того духовного ядра, которое она может создать в интересах единства общества.
4. О воссоздании Свято-Ильинского Собора.
Этот вопрос постоянно присутствует, новый импульс он получил после воссоздания Воскресенского Собора. Конечно, желательно его воссоздать, святой Илия пророк небесный покровитель города Омска, мы все немного язычники и верим в символы. Лучше пусть он будет, чем нет. Это и памятник поколениям, создававшим город Омск и часть его истории. Много говорят, что он помешает памятнику В.И. Ленина или наоборот. Ни тот ни другой никому не помешают, напротив, опять же символично – возрождение храма — это триумф православию, веры и правды над утопическими идеями. Есть мнение, что надо спросить у омичей, нужен ли им этот храм или нет. Во-первых, когда его отнимали у верующих и разрушали, мнение горожан никто не спрашивал. Поверьте, если бы в свое время пришлось консультироваться с неостывшими от посткоммунистических идей горожанами, никогда омская "Дорога к храму" не была бы построена, никогда город бы не увидел Успенского, Христорождественского и Воскресенского Соборов, Ачаирского Монастыря и десятков других Храмов. Сколько было протестов, а теперь гордятся... Мнение людей изменчиво и оно другое, созревшее. Воссозданию Свято-Ильинского Собора не нужно мнение В. Компанейщикова и опросы А. Малькевича. Просто должно быть поставлено грамотное информационное сопровождение проекта, людям надо объяснить для чего нужен городу важный исторический символ. Мнение омичей можно не только изучать, но и формировать. И наконец, осознать, что над Омском есть еще Вечный Омск. Воссоздание Свято-Ильинского Собора не предполагает бюджетные средства области. Уверен, что люди поймут и поддержат. Остальное все от лукавого. Нужна политическая воля и глубокое понимание руководством области процессов, идущих в стране и в обществе.
5. Как Вы оцениваете выбор депутатов Городского Совета и мэра города? Ждете ли Вы от этой ротации заметных изменений в городе?
Специально я не следил за выборами Городского совета. На мой взгляд, обычная компания с несколько повышенной экзальтированностью. Большую интригу в городе вызывает то, что мэром города выбрана женщина. У меня это не вызывает никакого повода для обсуждения. Есть в России женщины губернаторы, почему не может быть мэров? На западе женщины руководят государствами, и у них это неплохо получается. В конце концов (это из личной практики) женщины на работе очень деловиты, обстоятельны, а самое главное – реже предают, чем мужчины.
Для меня вопрос в другом, о чем я говорил не раз. Отстранение жителей города от права избрать городскую власть – грубая ошибка. Последствия этой ошибки будут очевидны уже в недалеком будущем. Комфортность отношений глав города и области явно не стоит обиды, наносимой его жителям. Напротив, от конкурентности властей города и области, как правило, выигрывает его население. Мне только хочется пожелать женщине, взявшей на себя сложную управленческую задачу, быть очень внимательной и требовательной в подборе ближайших помощников. Представляю сколько сейчас вокруг интересантов, пытающихся внедрить своих людей.
6. Вопросы о планах фонда "Духовное наследие" на ближайшую перспективу и об отсутствии медийной активности фонда.
Мы заканчиваем этот год с хорошими результатами. Нам удалось вернуть память об одном из самых значительных поэтов Омской области, да и не только области, поскольку имя его занесено в Антологию русской поэзии ХХ века. Речь идет об издании большим тиражом сборника стихов А. Кутилова «Памятник моей усталости». Я считаю это большим событием в культурной жизни региона.В ноябре прошла презентация трехтомника рассказов и повестей омского писателя Л.Е. Трутнева. Этот сборник с очень теплыми мыслями о людях, природе, животном мире родного края. Книги рассчитаны на детей и юношество, особенно городское, которое мало соприкасается, а еще меньше знает о чудесной природе родного края. Перед Новым годом общественный фонд «Духовное наследие» выпустит в свет книгу «История и судьба Свято-Ильинского Собора», книга тоже выйдет большим тиражом. Презентация состоится 25 декабря. В этой книге собрано очень много редких материалов не только о Соборе, но и о людях того времени, их судьбах – это дополнит неизвестные страницы истории города. О месте презентации фонд сообщит дополнительно. В планах на будущее – издать альманах «История культуры Омской области» как части всего культурного наследия Сибири. Это, как я понимаю, большая работа, требующая времени и участия широкого авторского коллектива.
Что касается малой публичности активности фонда, я не соглашусь, поскольку считаю ее достаточной. Проекты, реализованные фондом, – это уже большая публичность. Усиливать искусственно эффект присутствия в СМИ – это уже не мое. На востоке есть умная пословица: «Гонит одного барана, а свистит на всю степь». Стадо заметно без свиста. Свистунов в Омске без меня достаточно.
7. "Ждем книгу о Вас и от Вас". Вопрос об авторской книге, которая бы рассказала омичам о тех событиях, участником которых Леонид Полежаев был на протяжении более 20 лет.
Я думаю, что Омск на самом деле от меня ничего не ждет, такие запросы изредка появляются, они не новы. Я уверен, что моя жизнь – управленческая и личная – интересна очень узкому кругу лиц. Я не раз говорил об этом и повторяю вновь. Чтобы писать книгу нужно, во-первых, знать, что хочешь сказать людям в этой книге о себе и о времени. Во-вторых, нужно знать, будет ли книга иметь своего читателя, окажется ли она востребована. Ни в первом условии, ни во втором особенно, у меня уверенности и убежденности пока нет – соответственно, и книги нет. Но это не значит, что не будет для кого написать ее.
8. Вопросы о хоккейном клубе "Авангард": о нынешней игре "детища", перспективах омского хоккея и редких появлениях на матчах "Арены-Омск".
Есть неугомонные болельщики, которые постоянно прошлое связывают с настоящим. Я смотрю игры Авангарда реже на арене, больше по телевизору. Никого не хочу обидеть, скажу, что прошлого интереса к игре команды у меня нет. Играет не мой «Авангард», у него другое лицо, другой игровой почерк, и мое сердце на льду не с ним. Может ли клуб достичь прежней игры и прежних достижений, трудно сказать. Шансы есть, это зависит от многих факторов, в том числе и не хоккейных. Скажу другое, что у клуба должен быть хозяин в Омске. Это многое может изменить в жизни клуба.