Новые полигоны ТКО должны построить в Тавричанке и Андреевке
Круглый стол по проблемам утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) в регионе провели 8 ноября активисты Общероссийского народного фронта в Омске. У экспертов региональной рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» возник ряд вопросов к утвержденной ранее территориальной схеме обращения с отходами.
Этот документ, напомним, необходим для выбора регионального оператора по обращению с ТКО, сделать который до мая 2018 года обязывает Федеральный закон № 458-ФЗ. В обязанности оператора будут входить сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение ТКО.
Как напомнил эксперт ОНФ в Омске Даниил ТЕРЕНТЬЕВ, ожидалось, что территориальная схема, утвержденная еще в 2016 году, в 2017 году в регионе уже заработает. Еще 31 мая текущего года РЭК Омской области были утверждены нормативы накопления ТКО, но тарифы на вывоз и захоронение мусора пока не утверждены, региональный оператор до сих пор не выбран. По словам замглавы регионального минстроя Дмитрия ШИКАЛОВА, конкурс по выбору регионального оператора планировали объявить еще в октябре. «Но у нас не было точного понимания по так называемой приведенной стоимости, то есть максимальной цене данного конкурса. Это связано с тем, что у нас нет сегодня тарифов на захоронение и нет понимания, какими должны быть некоторые другие расходы. Мы не хотим провести конкурс, который впоследствии будет отменен ФАС, мы не хотим, чтобы оператор, который зайдет, в конечном итоге через год-два обанкротился», – прокомментировал ШИКАЛОВ. Как он заверил, по поручению губернатора в ближайшие две недели минстрой окончательно посчитает приведенную стоимость, и правительство будет готово провести конкурс.
– Справедливости ради, на сегодня только 15 субъектов РФ выбрали региональных операторов. Да, мы имеем сложности, потому что у нас нет в области ни одного лицензированного полигона, есть только площадки для временного накопления. Вы знаете, что мы планируем построить два крупных полигона – в Таврическом сельском поселении и Андреевском сельском поселении. По Тавричанке вскоре будет завершена экспертиза проекта полигона, который мы планируем выставить на концессию. Плотно ведутся консультации в части возможного софинансирования этого проекта со стороны областного бюджета. Также ведем плодотворную работу с инвестором, который планирует построить полигон в Андреевке, идут инженерные изыскания, правда, по одной из частей этого проекта — мусоросортировке в поселке Загородном – пока с депутатами компромисс не найден. Также обсуждается вопрос 50-процентного участия в проекте в Андреевке областного бюджета», – рассказал ШИКАЛОВ. По его словам, в целом из областного бюджета может понадобиться на эти цели около 800 млн рублей.
Территориальная схема, как заверили представители областного правительства, сейчас проходит актуализацию. Руководитель сектора по обращению с отходами производства и потребления управления безопасности регионального минприроды Татьяна КОЛОТ рассказала, что последние изменения вносились в схему в марте 2017 года, а после этого были приняты нормативы, вместо которых при расчетах использовались справочные данные. И сейчас вновь в схему готовятся корректировки. «Сейчас мы ждем, когда будет определен региональный оператор, чтобы произвести расчет предельного тарифа на его услуги», — добавляет РЭК Омской области.
Управляющего ООО «ЖКХ «СЕРВИС» Владимира КОБУ заинтересовало, относительно к какому объекту рассчитана приведенная стоимость конкурса по выбору регионального оператора и почему полигон в Надеждино из схемы исключен и не рассматривается как перспективный объект по обработке, утилизации и размещению отходов. В региональном минстрое согласились, что существующие сегодня расчеты достаточно приблизительны: если тарифы всех прочих участников подсчитать можно довольно точно, то с собственными расходами регионального оператора, как и с тарифом на утилизацию, все намного сложнее. Что касается полигона в Надеждино, причину его исключения из схемы связывают в правительстве с тем, что в сентябре эта свалка была исключена из государственного реестра объектов размещения отходов (ГРОРО), и тоже функционирует теперь как площадка для накопления. «У нас в ГРОРО нет ни одного объекта, так что теперь сделаешь. Если полигон в Надеждино из реестра исключили, мусор же не испарился с него», – не согласились с доводами участники обсуждения.
Также Владимир КОБА задался вопросом, как затраты инвесторов и областного бюджета на строительство полигонов скажутся на тарифах и во что выльются жителям Омской области все эти эксперименты. Как добавил директор ООО «ЭкоТехнологии» Григорий ГОРОВОЙ, все потенциальные участники схемы, два года назад формулируя свое понимание о размере тарифов, называли совсем другие цифры – ведь за прошедшее время только автотранспорт подорожал процентов на 30. «А в целом территориальная схема нормальная, надо выходить на конкурс, пусть все, кто хочет, защищают свои тарифы и участвуют», – считает он.
Наконец, эксперты отметили нехватку в схеме исходных данных, на базе которых рассчитывалось все остальное. Так, непонятно пока даже примерное количество мусорных контейнеров на территории города и их расположение. Зампред областного правительства Татьяна ВИЖЕВИТОВА заявила, что контейнеров и вовсе не хватает – в Омске, по ее данным, их установлено 7,5 тысячи, а надо еще 6,5 тысячи. Кроме того, как она отметила, надо совместно с администрацией города и горсоветом решать проблемы централизованного сбора макулатуры, пластика, ликвидации несанкционированных свалок.
Как напомнил модератор круглого стола Юрий ФЕДОТОВ, еще в сентябре 2016 года ООО «ЖКХ «Сервис» направляло в минприроды ряд замечаний к расчетам, произведенным в территориальной схеме. По мнению представителей компании, ошибок в схеме была масса – при подсчете объемов образования отходов неправильно переведены кубы в тонны, применена не соответствующая рынку цена на дизтопливо, допущены грубые ошибки в расчетах размеров налоговых отчислений, амортизационных расходов и так далее. Не понимают авторы письма и применяемой областными чиновниками логики ценообразования, так, расчеты по капитальному строительству полигонов сделаны в ценах аж 2001 года, к которым применен невесть откуда взявшийся коэффициент в размере 7,03. Ответить на то, были ли замечания устранены, чиновники Юрию Николаевичу не смогли, Татьяна КОЛОТ лишь заявила, что на обращение компании был дан квалифицированный ответ. Эксперты ОНФ запросили у нее копию этого ответа.
Потенциальный инвестор полигона в Андреевском сельском поселении, директор ООО «КСМ «Сибирский железобетон» Михаил ОЛЬШАНСКИЙ заявил, что в обычном режиме объект придется строить два года, а вот если контролирующие органы не будут ставить препоны и в целом власти будут содействовать, то можно управиться и за год, и полигон запустить к концу 2018 года. Также он обмолвился о том, что вообще бы предпочел, чтобы полигон областное правительство построило на его земле самостоятельно, а он бы им потом по найму управлял. Области в этом случае придется брать кредит и закладывать платежи по нему в тариф, но и частник, как уверяет ОЛЬШАНСКИЙ, будет вынужден поступить так же, так что в этом смысле разницы в цене не будет.
Региональный оператор, по мнению ОЛЬШАНСКОГО, тоже должен быть с государственным участием:
– Почему не сделать так, чтобы региональным оператором была область? Региональный оператор – это абонентская служба, которая должна собирать деньги. Придет частник и будет ставить всю область на колени. Есть у нас в Омске коммунальные службы, есть пустые административные здания, пусть туда разместят 20 – 30 человек, они будут нанимать нас или кого-то другого, кто будет дешевле вывозить мусор. Это ведь бизнес, который построен на простых людях, области же проще самой наводить порядок, у нее должны быть рычаги воздействия на ситуацию, – считает он.
С ОЛЬШАНСКИМ согласились не все. Так, Татьяна ВИЖЕВИТОВА заявила, что расходы регионального оператора выльются в очень серьезные суммы, и чтобы бюджету такую организацию создать, понадобится не менее 1 млрд рублей. Как пояснил Виталий ПУТИНЦЕВ, речь идет о необходимости покрывать кассовый разрыв, который возникнет в первый год работы и может даже перевалить за эту цифру. «Кроме установления квитанций, у регионального оператора еще ответственность предусмотрена, и не маленькая. И первая пара директоров все равно сядут, потому что деньги населения и все такое. Посмотрите хотя бы на региональный фонд капремонта, там руководители бывшие хоть пока и не сели, но по полю этому потоптались. В любом случае надо набивать шишки, пробовать, чтобы появились какие-то наработки», – прокомментировал Виталий Петрович. Проблема, по его мнению, в первую очередь в отсутствии лицензированных полигонов, без которых с места не сдвинуться. «Пока полигонов не будет, мы можем хоть десять территориальных схем сделать. С расчетами я тоже категорически не согласен, но не спорю, потому что действительно нет объективных данных, нечего обсуждать. Мы по Калачинску считали, там 4 тыс. рублей за тонну должно получиться при затратах в 200 млн рублей, а вы говорите о 800 млн рублей. Поэтому главное – полигоны, и задача правительства и губернатора – в создании хороших условий для всех инвесторов. Простите за нехорошее слово, облизывайте их, раз уж сами не строите», – заявил ПУТИНЦЕВ.
Как считает Юрий ФЕДОТОВ, торопиться сейчас с выбором регионального оператора было бы не совсем правильно. Тем более что пока невыполнение этого требования ФЗ ничем областным властям не грозит. «Нет меры ответственности, поэтому не нужно, на мой взгляд, ломать сложившуюся систему, когда у нас уже два года возят мусор на площадки накопления. Выбрать регионального оператора, который поработает с полгода и скажет «ой, у меня не получилось», было бы ошибкой. Правительство должно взять на себя удар за то, что сроки не выдержало, так мы, по крайней мере, не наломаем дров», – прокомментировал он. По мнению ФЕДОТОВА, на начальном этапе действительно имеет смысл рассмотреть возможность создания в качестве регионального оператора акционерного общества со 100-процентным областным участием. «Ведь ничего не мешает потом продать какую-то часть акций. И что касается полигонов, мы еще два года назад говорили о том, что хотя бы один полигон в Омской области должен быть с госучастием, чтобы не получалось так, как сейчас, когда вся область зависит от обстоятельств, возникших у частных компаний. И для инвесторов необходимо предусмотреть гарантии, что после того, когда они построят, оборудуют полигоны, сортировки и приобретут новую технику, их затраты окупятся в разумный срок», – добавил он.
Эксперты ОНФ, подводя итоги обсуждения, обратили внимание на то, что исходить нужно прежде всего из интересов граждан. «Главное — чтобы не повысить тарифы для населения, которые и так сегодня невыполнимы, задолженность огромная. Есть схема или нет – вопросы технические», – считает Сергей ПЛОТНИКОВ.
В резолюцию круглого стола включено, в частности, предложение об активизации деятельности рабочей группы при региональном правительстве, которая будет участвовать в обсуждении происходящих в отрасли процессов. Войти в рабочую группу должны, по мнению экспертов ОНФ, все потенциальные участники схемы.
Также по предложению Юрия ФЕДОТОВА в резолюцию круглого стола внесено предложение о необходимости выделения бюджетных средств на рекультивацию существующих несанкционированных свалок. По словам Татьяны ВИЖЕВИТОВОЙ, надежда привлечь такие средства из федерального бюджета сейчас есть – как раз идет распределение между регионами средств, поступивших в качестве экологического сбора. Правда, каждому региону достаются разные суммы – кому 50 млн рублей, кому 200 млн.
– Схема обращения с отходами оставляет желать лучшего. Она не соответствует реальной картине, по ней очень много замечаний, связанных с объемами, размещением, логистикой. Более того, в ней учтены объекты, жизнь которых измеряется ближайшими 11 месяцами. Речь про площадки накопления. Соответственно, как можно выбирать оператора на срок до 10 лет, определять размер тарифа, когда срок функционирования площадок накопления – 11 месяцев, – подвел итог Юрий ФЕДОТОВ. По мнению экспертов ОНФ, темпы проектирования и строительства полигонов (межмуниципальных центров обращения с отходами, если говорить точнее) нужно ускорять. Напомним, что сегодня в Омске официально действуют три площадки накопления ТКО – в селе Надеждино Омского района, а также в Кировском и Ленинском административных округах. Ответа на вопрос, куда везти мусор через 11 месяцев, территориальная схема не дает.
Ранее материал в полном виде был доступен только в печатной версии газеты "Коммерческие вести" от 15 ноября 2017 года