ДЕМБЕЛЬСКИЙ АЛЬБОМ
Андрей ЯЦЕНКО (справа) в Алейском учебном центре
Председатель Омского регионального отделения партии «Народ против коррупции», директор ГК «Автор чистоты» Андрей ЯЦЕНКО во время призыва получил распределение в ракетные войска стратегического назначения. Служба проходила в городе Алейске Алтайского края с 1989 по 1991 год.
Он рассказал, что после учебного центра и службы в строевой части его перевели на следственный участок. «Все вышло случайно: мой земляк смотрел личные дела и выбрал меня, потому что я имел педагогическое образование – писал без ошибок, мог рисовать. Военная прокуратура в каждой военной части имеет свой следственный участок. Я был прикомандирован к такому. Мыл пол, убирал, научился работать на печатной машинке, бегал с бумагами. Иногда ездил в командировки в другие подразделения – возил документы, – вспоминает Андрей Викторович. – Служил, кстати, вместе с бывшим губернатором Виктором Ивановичем НАЗАРОВЫМ. Только он был помощником военного прокурора, а я – рядовым. НАЗАРОВ тогда второй раз служил срочную службу. В первый призыв он служил в морской пехоте, а во второй его призвали после окончания юридического института, когда он работал помощником прокурора в Черлаке».
В следственном участке, по словам Андрея ЯЦЕНКО, служба существенно отличалась от обычной: «По сравнению с другими солдатами у меня жизнь была космически удачной. Я жил не в общей казарме, а в военном городке. Иногда меня пытались заставить ходить в строю, но я технично ускользал от всего этого. Такие солдаты, у которых была некая доля свободы и возможность управлять своей жизнью, считались элитой. К ним относились водители генерала, солдаты в Доме культуры, гостинице, спорткомплексе, в особом отделе. Ну и я».
Андрей ЯЦЕНКО надеялся попасть в спортроту, для этого были веские основания – степень кандидата в мастера спорта по боксу и занятия спортом, в том числе бегом – еще до армии он каждый день пробегал семь километров по Иртышской набережной. Однако все сложилось иначе. Но физподготовка пригодилась и на следственном участке: после того как солдат несколько раз обогнал «дедов», они махнули рукой:«С тобой бесполезно соревноваться».
Кроме срочной службы, Андрею ЯЦЕНКО в 1995 году довелось служить в Чечне. «Я ехал проверить себя. И хотя в нашем подразделении все вернулись живыми, первое впечатление, когда увидели, что люди воюют без касок и бронежилетов, было шоковое. По сути, шла партизанская война, и мы были в роли захватчиков. Сейчас понятно, что туда специально завозили оружие. Случалось, мы изымали автоматы, по номерам сдавали, а через три дня находили их снова».
Андрей ЯЦЕНКО вспоминает один случай:«Однажды сильно нетрезвые омоновцы на мосту остановили машину руководителя оппозиции одного из районов и избили его. Дяденька потребовал у нашего начальства отдать ему виновных. В итоге на стрелку вместе с руководителем группировки поехали мы – восемь человек из СОБРа. Ждали засаду, поэтому у каждого была дежурная граната – в плен сдаваться никто не собирался. Нам повезло – приехали раньше и заняли все огневые точки. Когда прибыли чеченцы и оценили ситуацию, то развернулись и уехали. Разговор был закончен. Не знаю судьбу тех омоновцев, но говорили, что они стали меньше пить».