Местное самоуправление все более и более встраивается в государственную вертикаль.
Завтра, 15 марта, на Законодательному собранию Омской области будет представлен законопроект «О предоставлении отдельными категориями лиц сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты данных сведений», который обязывает ряд муниципальных служащих отчитываться перед губернатором о своем финансовом положении.
На комитете Законодательного собрания по законодательству и местному самоуправлению 5 марта начальник управления при губернаторе Омской области по профилактике коррупционных правонарушений Игорь МУРАШКИН презентовал его так:
– Внесение этого проекта связано с тем, что в 2017 году приняты изменения в федеральное законодательство, которые предписывают отдельным категориям лиц, замещающим муниципальные должности, предоставлять сведения о доходах и имуществе непосредственно высшему должностному лицу субъекта РФ, то есть губернатору Омской области. Федеральный закон потребовал, чтобы нами был разработан порядок предоставления сведений. При подготовке проекта закона были учтены предложения органов государственной власти Омской области, органов местного самоуправления, прокуратуры.
Данный законопроект разработан на основе поправок в ФЗ № 64 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции». Касается он лиц, замещающих муниципальные должности и претендующих на них, а также должности глав местных администраций по контракту. Предоставлять сведения требуется не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, а кандидатам в главы местных администраций, избираемых на конкурсной основе, – согласно регламентам проведения соответствующих конкурсов. Фактически проект закона добавляет к существующему порядку отчетности перед налоговыми органами аналогичную отчетность перед губернатором.
– С точки зрения того, что сегодня нет выборов глав муниципальных образований, а происходит их назначение (как это с ФАДИНОЙ началось, так теперь это и будет продолжаться), это логично. С точки зрения муниципального права – это дичь. Должна быть выборность, и если есть выборность, то этот контроль должен осуществляться внутри муниципального образования, например представительным органом, а в отношении подчиненных – соответствующим руководителем администрации района или города. Собственно это нельзя назвать незаконным, но это дичь, – считает заведующий кафедрой «Государственное и муниципальное право» ОмГУ Александр КОСТЮКОВ.
По мнению эксперта, принятие данного проекта практически уничтожает местное самоуправление и муниципальную власть.
– Федеральное законодательство позволяет прямые выборы мэра, только их сейчас никто не культивирует в стране. Прямые выборы возможны, просто у нас перешли на назначение. И с точки зрения логики назначения этот законопроект возможен. Наша областная власть берет под контроль власть муниципальную, но я заверяю, что через какое-то время она подавится этим контролем. С точки зрения нормальной логики – тенденция нездоровая, с точки зрения логики назначения мэров – тенденция в ее рамках нормальная,– добавил в комментарии для «Коммерческих вестей» КОСТЮКОВ.
На фото с сайта «Омская губерния» главы сельских районов Омской области на деловом завтраке с врио губернатора