Мэр Омска выделила самые обсуждаемые проблемы, возникавшие за недолгое время ее работы во главе города.
12 апреля мэр Омска Оксана ФАДИНА впервые отчиталась перед врио губернатора об итогах своей работы – отчетным периодом стал первый квартал 2018 года. С подобными отчетами градоначальница отныне будет выступать ежеквартально, укрепляя вертикаль власти. «Я считаю необходимым на системной основе докладывать губернатору, что сделано за отчетный период, какие проблемы есть. Губернатор весьма активно проявляет заинтересованность в развитии города и оказывает большую финансовую поддержку. Я бы хотела отметить такое знаковое событие, когда губернатор принял решение часть отчислений в размере 10% по упрощенной системе налогообложения передать в муниципальный бюджет. Это придает некую самостоятельность бюджету Омска, это гарантированный объем денежных средств, на которые мы можем что-либо планировать на стадии формирования бюджета», – отметила ФАДИНА результативность плотного взаимодействия с региональной властью.
О бюджете и долгах
Одной из отправных точек при вступлении нового мэра в должность стал объем муниципального долга, который достиг почти 6 млрд. рублей. Несмотря на опыт работы министром экономики, новых способов пополнить бюджет и сократить (или хотя бы не увеличивать) долг Оксана ФАДИНА не назвала. «Спешу вас разочаровать – свежих идей нет, они все старые, очевидные», – признала градоначальница. Бюджет зарабатывает на земельном налоге, аренде земельных участков, платежах по ЕНВД и УСН. В сложившейся ситуации драйвером экономики же может стать, по мнению мэра, кадастровая оценка.
– В Омске кадастровая оценка продолжает оставаться крайне низкой по сравнению с другими городами-миллионниками. Времена меняются, порядок цифр и цен меняется, а кадастровая оценка остается прежней. Фронт работы очевидный. Работа эта даст результат не завтра, потому что мы должны провести сначала инвентаризацию всех участков. Эту работу мы с министерством имущества Омской области выстраиваем. Более того, приезжал коллега из Минэкономразвития РФ, мы изучали новую методику, которую они утвердили, смотрели возможные риски. Потому что при проведении кадастровой оценки нельзя допустить ее снижения в погоне за ее повышением, – пояснила ФАДИНА.
Кроме того, параллельно предпринимаются иные меры для пополнения бюджета. Переформатирована работа по муниципальному земельному контролю – только за февраль и март проведено порядка 160 участков в части соблюдения условий договоров аренды, инвентаризация продолжается. Также проведена инвентаризация дебиторской задолженности бюджета, которая составила в сумме по разным направлениям 2,8 млрд. рублей. По итогам этой деятельности в суды было подано порядка 50 исков с требованиями соблюдения платежной дисциплины.
О команде и перестановках
В структуре администрации по сей день возможны кадровые ротации, чего не скрывает Оксана ФАДИНА. Напомним, с приходом новой градоначальницы из шести вице-мэров сменилось пятеро, также в отставку ушли несколько директоров профильных департаментов.
– На уровне топ-менеджмента команда сформирована, это было крайне важно сделать на начальном этапе, потому что, по сути, эти люди являются проводниками задач, которые ставит губернатор и которые в рамках хозяйственного ведения определяю я. Дальше – я бы не сказала замедленно – в нужном темпе мы осуществляли знакомство не только с директорами департаментов, но и проводили сплошную проверку отраслей, которыми они руководили. Меня всегда учили так: когда приходишь, не надо сносить до основания действующую команду, там тоже работают свои профессионалы. Нужно с ними познакомиться, оценить их желание работать, их опыт. Этот период позволил мне с каждой отраслью познакомиться, посмотреть проблемы и оценить, где системная проблема связана с нехваткой бюджетных средств, а где – с отсутствием нужных решений в хозяйственном ведении, – рассказала ФАДИНА о своем подходе к увольнению подчиненных.
Так, первой свой пост покинула глава департамента образования Екатерина СПЕХОВА, которой в вину поставили «наличие просто неуправляемой кредиторской задолженности» в размере 86 млн. рублей. Сейчас данный долг погасили, пожертвовав иными статьями бюджета.
– Будет ли в перспективе идти работа по формированию команды – да, будет. Я продолжаю изучать ряд отраслей. Не везде у меня сегодня сформировалось завершенное мнение, что это объективные ситуации. Я вижу определенные недоработки руководителей. Мне нужно оценить ситуацию, еще мне дедушка говорил: семь раз отмерь, один раз отрежь. Я стараюсь весьма обдуманно подходить к каждому своему шагу и действиям своей команды, – анонсировала грядущие перестановки мэр.
Вполне вероятны изменения не только в руководящем составе, но и в самой структуре администрации. «Я хотела изменить структуру с самого начала, но губернатор мне рекомендовал присмотреться. В действующей структуре мы видим все ее плюсы и минусы. И когда я буду окончательно принимать решение и представлять новую структуру на утверждение горсовета, я буду на 100% уверена, что нужно именно так, и представлю все объективные комментарии, – подчеркнула Оксана Николаевна.
О маршрутной сети и ПАТП
Крайне критическим Оксана ФАДИНА назвала финансовое состояние городских пассажирских предприятий. Их кредиторская задолженность по налогами и пенсионным взносам составила на начало года 406 млн. рублей, сейчас ее сократили вдвое, выплатив 219 млн., «тем не менее ситуация остается критической, поскольку эта задолженность просроченная и достаточно сложно ее урегулировать. Поэтому по каждому предприятию в ручном управлении отслеживаем состояние кредиторской задолженности, выход подвижного состава на линию».
Неоднозначно ФАДИНА оценила вводимую в Омске новую маршрутную сеть, разработка которой была запущена до смены мэров, но внедрение началось уже в 2018 году. «Говорить, что новая маршрутная сеть – это панацея для повышения эффективности транспортного муниципального хозяйства, нельзя. Здесь нужно работать с затратной частью, накладными расходами. Мы имеем практически самортизированное транспортное хозяйство, которое требует больших вложений, в том числе в ремонтную базу. Все эти факторы влияют на достаточно существенный рост тарифов и, как следствие, возлагают большую финансовую нагрузку на муниципальный бюджет: в этом году порядка 1 млрд. рублей нагрузка, которая при нашей доходной базе – непозволительная роскошь», – дала свою оценку руководитель города.
При этом градоначальница намерена вскоре представить на рассмотрение врио губернатора комплексный план повышения эффективности городских пассажирских предприятий.
О зиме и снеге
Помимо парка пассажирских предприятий изношенной является и городская дорожная техника 1960-1970 годов выпуска, которая и должна была показать себя в зимний период после вступления в должность новой градоначальницы. «К сожалению, в составе материально-технической базы в городском хозяйстве ничего за такой короткий период времени не изменилось. Потребность уборочной техники – 1111 единиц, а располагаем мы меньше чем половиной. Поэтому в оперативном порядке перестраивали формат работы, у нас был двухсменный режим. При этом старались слушать омичей, соцсети, информационные каналы», – рассказала ФАДИНА, что в части уборки снега стояла задача продемонстрировать горожанам чистые дороги. По ее мнению, основанном на отзывах пешеходов и автомобилистов, результат работы оказался достойным.
В текущем же году на дорожное хозяйство из областного бюджета будет выделено дополнительно 500 млн. рублей, что пообещал сделать врио губернатора Александр БУРКОВ. Эти средства пойдут в том числе и на приобретение новой спецтехники.
О капремонте и аварийных домах
На проведение капитального ремонта всех нуждающихся в нем домов в Омске требуется 12,6 млрд. рублей. «Такой финансовый груз для бюджета при муниципальном долге 6 млрд. неподъемен. Как мы находим решения: каждый дом подлежит экспертизе. Но не каждый дом в аварийном состоянии и с риском обрушения. Мы встречаемся с жителями, заключаем мировые соглашения, потому что по суду предусмотрен комплексный объем капитального ремонта, а мы смотрим виды работ, чтобы обеспечить нормальное функционирование всех конструктивных элементов», – рассказала мэр о путях выхода из ситуации с капремонтом.
Так, в 2017 году на 43 млн. рублей отремонтировано 20 домов. В текущем году планируется на 68 млн. провести работы в 31 доме.
– Я, когда 8 декабря к обязанностям приступила, полностью ответственность на себя взяла. Унаследовала почти 13 млн. долгов, связанных с капитальным ремонтом, но каждый обрушенный дом – это в том числе моя ответственность. Поэтому я должна реагировать 24 часа в сутки на любую произошедшую ситуацию, – подчеркнула градоначальница.
Ранее полный текст можно было прочитать только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 18 апреля 2018 года