Все рубрики
В Омске вторник, 17 Сентября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,1423    € 101,2789

Александр КЛИМЕНКО: «Выстраивать отношения с клиентами на откатах – это путь в никуда»

23 ноября 2015 14:40
0
4244

Прочитал в одном из последних номеров «КВ» статью Валерия КАПЛУНАТА о нежизнеспособности криминальной модели экономики. Полностью с этим выводом согласен: бизнес, построенный на откатах, неминуемо загнется, а через год или через десять лет – зависит лишь от того, какой у него наработан был запас прочности в прежние времена

Упомянутая публикация подтолкнула к тому, чтобы поделиться наблюдениями за той же проблемой в сфере транспортных перевозок. Много лет работал директором омского филиала крупной транспортной компании, которая принципиально не давала откатов и была при этом лидером на рынке. Организовав и возглавив собственную компанию, специализирующуюся на железнодорожных и автоперевозках, стою на том же: привык работать честно и требовать того же от других. Уверен: клиентов можно и нужно привлекать качеством работы, а не готовностью идти на сомнительные схемы и компромиссы.

И дело ведь не только в пресловутой порядочности. Допуская коррупцию в рядах своих сотрудников, неизбежно проигрываешь конкурентам, потому как твой конечный продукт становится дороже. Выстраивать отношения с клиентами на откатах – это путь в никуда.

Как руководителю или собственнику бизнеса проверить, все ли у него в порядке с транспортной составляющей? Схем, которыми могут воспользоваться сотрудники, отвечающие за выбор транспортной компании и заключение договора и впоследствии контролирующие перевозку, достаточно много. Изначально такой сотрудник будет искать перевозчика, исходя из готовности потенциального партнера работать по серой схеме и платить откат. Предположим, что такая компания нашлась. Но эта воображаемая транспортная компания ведь не будет из своих денег приплачивать вашему сотруднику, она заложит эти расходы в стоимость перевозки!

Как пример: нужно отправить 10 кубометров груза. Чтобы получить свое, логист, к примеру, предлагает указать в договоре 12 кубометров. Сотрудник из транспортной компании вспоминает и про себя: ему ведь тоже надо что-то взять из этой ситуации. В итоге в договоре пишут 14 кубометров, стоимость перевозки вырастает сразу на 40%. Собственник же при этом продолжает думать, что у него все хорошо.  

Завышение объема либо веса – самый распространенный вариант из возможных. Еще один распространенный вариант – завышение стоимости перевозки. Если процент от стоимости товара, который падает на перевозку, резко возрос (например, доставка обходилась в 5% от цены товара и вдруг стала обходиться в 10%), это уже повод для собственника или руководителя бизнеса проверить свои подозрения. Методов, с помощью которых можно выявить злоупотребления, масса. В идеале, на всех этапах (закупка, транспортировка, приемка, и т.д.) нужно расставлять «флажки», которые хоть панацеей не станут, но обеспечат минимальные препятствия для жуликов и иже с ними.

Говорю «иже с ними», потому как знаю, что далеко не все, кто такими схемами пользуется, – прирожденные жулики. Но если один такой появился и его вовремя не вычислили, метастазы расходятся по всей компании. Все тайное становится явным, и когда один работник узнает про другого, он тоже начинает «мышковать», за ним второй, третий, и постепенно в итоге вся компания прогнивает. Каждый видит, что происходит в других отделах, но молчит, потому как и у самого рыльце в пушку. Или и вовсе разные отделы вступают в сговор, а это еще страшнее. Те же сотрудники, которым не на чем нагреться, откровенно на работу начинают плевать. Все это в совокупности и по отдельности и есть та самая бытовая коррупция, о засилье которой говорил не раз в своих выступлениях президент РФ Владимир ПУТИН, делающий акцент на том, что с ней нужно бороться, что ее нужно изживать.

Самый доступный способ бороться с бытовой коррупцией в логистике – контролировать процент транспортной составляющей от стоимости однотипного груза, реагировать на неожиданные и необоснованные скачки. Ни при каких обстоятельствах не позволять сотрудникам пользоваться такими схемами, даже если этот сотрудник ключевой и на нем сконцентрирована большая часть клиентской базы. Как с таким сотрудником безболезненно расстаться? Постепенно, без спешки, в течение двух-трех месяцев вывести у него ключевых клиентов, и только потом увольнять.

Один директор сказал: я не работаю с откатами, потому что это зависимость, а я не хочу ни от кого зависеть. От себя добавлю, что в зависимое положение себя ставят оба: и тот, кто берет, и тот, кто дает.  И я уверен: в такой зависимости невозможно комфортно жить и работать, уверенно глядя в глаза конкурентам и партнерам. Разумеется, каждый выбирает сам, на что ему потратить средства. Кто-то тратит на откаты, рассчитывая обеспечить себе нескончаемый клиентский поток. Наша компания выбрала другой путь: сейчас мы вступаем в программу «Монетка на здоровье» благотворительного фонда «Радуга». С каждого килограмма, привезенного нами из Москвы, не менее 5 копеек будет уходить на счет фонда для помощи больным детям.

Мы будем и далее вкладываться в качество работы и наращивать объемы за счет тех клиентов, для которых это качество важно. Опыт наших сотрудников позволяет за безопасность перевозок ручаться: совокупный стаж нашего коллектива в сфере логистики – более 50 лет. И весь этот опыт говорит об одном: бизнес – это в первую очередь честные партнерские отношения. И я искренне надеюсь на то, что со временем коррупционная составляющая в российском бизнесе будет сходить на нет. Достойным примером для себя лично и своих сотрудников считаю традиции русского купечества, для которого подвести партнера было неприемлемым.

 

Александр КЛИМЕНКО, директор ООО «ЖелДорТранс55»



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.