В судебном заседании высказались, наконец, сами авторы спорных скульптур — Сергей НОРЫШЕВ и Игорь ВАХИТОВ.
Сегодня, 14 февраля в Арбитражном суде Омской области продолжилось рассмотрение иска предпринимателя РУДАКОВА, который выкупил у НОРЫШЕВА и ВАХИТОВА исключительные права на использование образов популярных в Омске городских скульптур «Степан» и «Люба», установленных на пересечении улиц Ленина и Карла Либкнехта, и теперь требует в суде компенсацию с издательства «Омский ракурс» за их бездоговорное использование в фотоальбоме, посвященном 300-летнему юбилею Омска. Цена иска с первоначальных 7,8 млн рублей упала уже до 23 тысяч рублей, но жаркие споры в зале суда об авторстве скульптур не утихают.
Скульптор Сергей НОРЫШЕВ (на фото) не отрицал, что первоначально идея установки скульптуры сантехника принадлежала экс-мэру Омска Валерию РОЩУПКИНУ, и что в процессе работы над «Степаном» было много обсуждений, но категорически отверг все подозрения в схожести омского сантехника, выглядывающего из люка, со скульптурой «Чумил» из Братиславы, созданную скульптором Виктором ГУЛИКОМ. «Чумил» (что означает «Наблюдатель» в переводе со словацкого) — это трагическая фигура, которая напоминает жителям Братиславы о военном времени, когда мирные жители прятались в городских коммуникациях.
Улыбчивый омский сантехник, по мнению Сергея НОРЫШЕВА, по определению не может быть плагиатом со скульптуры «Чумил». Это как раз «Степан» получился настолько удачным, что слава о нем быстро распространилась по всей стране, и теперь скульптуры сантехника, выглядывающего из люка, устанавливают во многих российских городах.
На следующее заседание суда обещается прийти и выступить издатель спорного фотоальбома об Омске Владимир КИЯН.
Напомним, параллельно арбитражному спору о фотоальбоме идет процесс об авторских правах на скульптуры «Степан» и «Люба» в Куйбышевском районном суде. Там истцом выступает администрация города, которая теперь стала считать, что исключительные права на изображения скульптур не принадлежат ВАХИТОВУ и НОРЫШЕВУ, поскольку «Степан» и «Люба» давно стали достопримечательностью города, и имеют ценность не сами по себе, а как часть городской среды — извлекать доход из которой имеет право только муниципалитет.
Фото автора