Малые города Омской области могут выбрать свой путь.
В пресс-студии МКР-Медиа в конце июля обсудили проблемы развития малых городов России.
Нам до Плеса далеко
По скайпу со студией общались глава Плесского городского поселения Ивановской области (имеющего статус исторического) Денис НАТУРА, директор Северного драматического театра им. Михаила Ульянова Анджей НЕУПОКОЕВ, а в пресс-центре находилась замминистра культуры Омской области Анна СТАТВА, поэтому тему рассмотрели в основном в плане развития культуры и туризма.
Итак, малым городом считается населенный пункт, где проживают до 50 тысяч человек. В Омской области их пять – Калачинск, Исилькуль, Тюкалинск, Тара и Называевск. Согласно переписи 2017 года самый крупный по численности населения – Тара (28 тыс. жителей), самый малочисленный – Тюкалинск (10 тыс.), близко к нему Называевск (11 тыс.). В Калачинске и Исилькуле было зарегистрировано 22,7 и 23,1 тыс. человек соответственно.
Как выяснилось позже, это достаточно значительные величины в сравнении с малыми городами других регионов. Например, в Плесе, согласно данным 2017 года, проживают 1796 человек. Денис НАТУРА рассказал, что Плес кроме прочего является городом-курортом, городом-музеем. Основная сфера деятельности – туризм. Промышленность не развивается принципиально, отсутствует даже общественный транспорт. Руководство города намерено сохранить город в исконно историческом виде, поскольку его архитектурный ансамбль, в который входят несколько соборов и церквей 17-18 веков, привлекает многочисленных туристов: на одного жителя города в сезон приходится около 300 гостей.
Омским малым городам такие цифры не видятся даже в самых смелых мечтах. Участник дискуссии глава Калачинского района Фридрих МЕЦЛЕР заметил, что надеяться только на туризм Калачинск не станет, основной акцент в развитии города делается все-таки на малый и средний бизнес. Хотя попытки развить туристическую инфраструктуру на острове озера Калач, которое расположено в центре города, Калачинск по-прежнему предпринимает. С проектами обустройства район дважды выходил на конкурс малых городов России, но пока поддержки Федерации не снискал.
— Хорошая транспортная доступность нам позволяет привлекать жителей города Омска. У нас осталась всего одна котельная на угле, мы хорошо газифицированы, есть вода, дороги, – перечислил плюсы Фридрих МЕЦЛЕР. – Хотели бы иметь такие возможности, как у Плеса. Но, к сожалению, инвесторы не встают в очередь, потому что город маленький, с турпотоков быструю окупаемость не получишь, это длинные деньги. Мы нацелены продукцию сельхозпроизводителей максимально перерабатывать у себя.
Однако и здесь сейчас не все гладко, наметилась тенденция к тому, что и молоко, и зерно уходят, что называется, на сторону. Фридрих МЕЦЛЕР заметил, что ситуация могла бы измениться, если бы появилась возможность увеличить доходы населения.
Глава Исилькульского городского поселения Владимир ГИЛЛЬ (известный омичам по предложению назвать в Исилькуле часть улицы Калинина именем экс-губернатора региона Леонида ПОЛЕЖАЕВА) тоже приехал на встречу. Он пожаловался, что большинство предприятий в его городе в 90-е годы развалилось:
— В плане промышленности мы сегодня не можем сравниться даже с Калачинском, хотя население в городе на 1 января 2019 года было 25 тыс. 370 человек, это немножко больше, чем в Калачинске числится. Самая большая проблема – это трудоустройство, очень много населения работает на вахтах. Тем не менее город развивается, в основном, конечно, идет переработка сельскохозяйственного сырья – мяса, зерна.
В городе есть и инвестиционные площадки, но нет желающих их занять. Одной из причин непривлекательности города Владимир ГИЛЛЬ считает подтопления:
— Они продолжаются года три минимум. Наше озеро переполнено. Близлежащие дома по его периметру затоплены до сих пор. Мы много сил приложили, чтобы сбросить уровень воды, – поставили мощные насосы, режим ЧС ввели. И дороги у нас похуже, чем везде....
Тара может стать туристским центром
К сожалению, представители администрации Тарского района и города Тары, у которого, кстати, в минувшие выходные был юбилей – 425 лет, на пресс-конференцию не приехали. А ведь именно этот сибирский город как никакой другой в регионе может зарабатывать на развитии туризма – культурного, исторического, археологического. Это самый древний город в СФО и второй по глубине истории за Уралом (после Тобольска). Поэтому о Таре на пресс-конференции говорили. Высоко оценила ее возможности Анна СТАТВА:
— У Тары потенциал развития туризма, безусловно, есть: за счет богатой истории, множества культурных, архитектурных объектов, которые относятся к 19 веку. Спасская церковь была построена во 2 половине 18 века. Это старейшее каменное сооружение на территории Омской области. У города богатое археологическое прошлое, более 10 лет там регулярно ведутся археологические раскопки. Тара свой потенциал не раскрыла. По крайней мере, для жителей Омска она может являться туристским центром.
Когда подняли вопрос, почему же Тара не имеет официального статуса исторического поселения, замминистра пояснила, что его до 2010 года в России имели 478 городов, но затем их численность сократилась более чем в 10 раз: «Теперь в России 41 город является историческим поселением. И с 2010 года список не пополнялся. Данный статус налагает большие ограничения на строительство, использование территории исторического центра. Насколько это Таре нужно – большой вопрос». После окончания мероприятия Анна СТАТВА пояснила свою позицию корреспонденту «КВ»:
— Все стараются приобрести какие-то статусы для привлечения денег. Но это вопрос не такой простой. У исторических поселений огромное количество ограничений: на ремонт, реставрацию памятников архитектуры нужно на порядок больше средств, чем на простые здания, есть определенные требования к проектно-сметной документации, организациям, которые выполняют ремонт. Как только город приобретает такой статус, зачастую в нем вообще ничего нельзя строить, как в Плесе. Понятно, что это делается, чтобы не было уродливых зданий посреди исторической застройки, но это палка о двух концах.
Замминистра культуры полагает, что одним из важных приемов привлечения туристов могут стать событийные мероприятия, на которые в город будут съезжаться гости. Однако, по всей видимости, в Таре об этом не знают: о 425-летии города в Омске мало кто слышал. «Тара в этом направлении не двигается. Она с тем потенциалом, который сейчас есть, ничего не делает, не позиционирует себя вовне», – уверена Анна СТАТВА.
И немного об экономике
Замминистра культуры подметила уникальность Омской области: на нашей территории находятся пять малых городов и один миллионник, где, собственно, и концентрируются человеческие и финансовые ресурсы: «Все остальные города остаются в тени. Но меня радует, что они не исчезают с карты области и в ряде даже наблюдается прирост населения». При этом чиновница подчеркнула, что отток населения из малых в крупные города – это тенденция, свойственная всем регионам:
— Это нормальный процесс урбанизации, который идет во всем мире. Люди из сел, деревень переезжают в районные центры, в малые города. Из малых городов – в областные центры, а из них уже в два города (их еще называют города-пылесосы) – Санкт-Петербург и Москву. Эти процессы естественны. Не нужно драматизировать ситуацию.
Она полагает, что сейчас для малых городов наступает время самоопределения, выбора своей специализации:
— Города вправе сами определять свою судьбу. И все зависит не столько от органов местного самоуправления, сколько от конкретных людей, которые живут в этих городах.
В качестве эксперта на встрече выступил заведующий кафедрой «Региональная экономика и управление территориями» ОмГУ им. Ф.М. Достоевского доктор экономических наук Олег РОЙ. Он привел интересные статистические данные. Сегодня половина населения России проживает либо в городах-миллионниках, либо в малых. Из 1100 городов России малых – более 800. И в 700 из них идет тенденция снижения численности населения. «Это нельзя объяснить тем, что люди просто переезжают в крупные города. Для России эта тенденция очень опасна», – полагает эксперт. Все дело в том, что население утекает из малых в крупные и крупнейшие города, а средние при этом выпадают из этой схемы, население из них «вымывается».
Еще одной особенностью малых российских городов Олег РОЙ назвал монопрофильность. Сейчас из 800 малых городов 333 – монопрофильные. Чехарды в ситуацию добавила прошедшая в 70-х годах прошлого века кампания по ликвидации неперспективных сельских поселений. Они сменили статус на городские поселения. «Ничего городского там не появлялось. Одним из атрибутов города является наличие, например, централизованной канализации, а у нас большая часть малых городов фактически не имеет этого», – рассказал Олег РОЙ. Он полагает, что малые города нужно развивать, создавать в регионе несколько центров экономического влияния:
— Не надо все запихивать в Омск, нужно распределять экономические мощности между поселениями. Причем с учетом пространственного фактора, например, в большей степени развивать такие города, как Калачинск, Исилькуль, потому что они находятся недалеко. Омск – сильный регион. Индекс промышленного производства у нас не изменяется в худшую сторону на протяжении многих лет. Если обеспечить оптимальный механизм налогообложения (чтобы налоги шли в регион), то можно изменить ситуацию.
Эксперт предложил развивать новые виды деятельности, не ограничиваться традиционными, зачастую уже не дающими эффекта.
Ранее репортаж был полностью доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 31 июля 2019 года