Автор судебной экспертизы по делу ГАМБУРГА сравнила опасность захоронения с близостью нефтезавода
Сегодня, 19 апреля в суде над Юрием ГАМБУРГОМ был опрошен эксперт Омского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" Елена ЛЕВИНА, проводившая судебную экспертизу по определению рыночной стоимости самого большого участка из уголовного дела.
Напомним, речь идет о территории в 21 га в поселке Чукреевка Кировского административного округа, которая в 2009 году была предоставлена ООО "Крона" под организацию зоны отдыха за 2,3 млн рублей. Спустя пять лет ООО "Омэкс" оценило его по заказу Следственного управления СКР по Омской области — уже "под ИЖС" — в 357 млн рублей.
Начальник отдела омского филиала БТИ ЛЕВИНА, отвечая на вопросы суда, определила, что в качестве общественно-деловой зоны с учетом близости скотомогильника тот же участок стоил бы 4,9 млн рублей, без учета — 9,6 млн рублей. "Под ИЖС" рядом со скотомогильником — 87 млн рублей, без — 160 млн рублей.
Несмотря на то, что даже максимальная оценка БТИ уменьшила ущерб по делу больше, чем в два раза, сторона защиты предъявила множество претензий эксперту ЛЕВИНОЙ. Бдительные адвокаты обнаружили, что в одном месте не хватает слов, в другом их больше, чем нужно, а в третьем вместо знака "-" стоит "+".
Но самые серьезные претензии вызвал подход эксперта к вопросу о скотомогильнике. Хотя судья Алексей ПОЛИЩУК высказался в том духе, что суд до сих пор не убедился в его существовании, в материалах дела имеются кадастровый паспорт и точные координаты опасного объекта. Защита убеждена, что этот объект имеет 1 класс опасности (т. к. представляет собой примитивную "яму") и нормативную санитарно-защитную зону 1000 метров. Частично в этой зоне и расположен спорный земельный участок.
Елена ЛЕВИНА в тексте экспертизы, не указав источник своей осведомленности (она объяснила, что взяла информацию из научной статьи в интернете), сослалась на определение скотомогильника как объекта 2 класса опасности (замурованного бетонными плитами) с радиусом санитарной зоны 500 м.
В любом случае, оценивая влияние захоронения на стоимость земли, судебный эксперт не исследовала, где именно находится скотомогильник, пересекается ли его санитарно-защитная зона со спорным участком, а ограничилась лишь тем, что сравнила его с другими омскими экологически неблагоприятными территориями с жилой застройкой, в т. ч. в Нефтяниках и по Красноярскому тракту, которые однако не попадают непосредственно в "запретную" зону.
— Мое экспертное мнение — что не следует увеличивать понижающий коэффициент, если участок попадает в саму санитарно-защитную зону. Я считаю это корректировкой на неблагоприятную экологическую обстановку, — заявила эксперт.
Отвечая на вопрос адвоката Олега ЛЮБУШКИНА, может ли в принципе участок со скотомогильником стать объектом гражданского оборота, Елена ЛЕВИНА ответила, что не знает, был бы он продан или нет в том случае, если бы покупатели знали о захоронении.
Фото автора из архива "КВ"