Цензуры нет? Цензура есть!
«В российских библиотеках ввели возрастной ценз на книги», – объявляет зрителю омское ТВ.
– Теперь, прежде чем выдать то или иное издание, у читателей спрашивают паспорт. И если литературное произведение не подходит по возрасту, то могут отказать в его выдаче на вполне законных основаниях. Кстати, подобные ограничения на книги действуют и во всех букинистических центрах, – сообщают в новостях ГТРК «Иртыш».
Вряд ли в Омске есть некие букинистические центры, ну да не в этом дело.
– В книжном мире теперь как в винном магазине – прежде чем продать любую из этих книг, у вас могут попросить паспорт, – рассказывает корреспондент Нелли СКАБЕЛКИНА. – Возрастной ценз на книги ввели несколько лет назад. С тех пор невнимательных покупателей останавливают на кассе банальной просьбой – показать паспорт. Если в книге нет ничего крамольного – то ее продадут и 16-летнему. А на изданиях, чье содержание может смущать даже взрослых, стоит четкий знак «18 +».
Это самое «крамольное», иронически помянутое корреспонденткой, изумляет своей несообразностью. Взять, к примеру, роман Людмилы УЛИЦКОЙ «Лестница Якова». Читать или не читать – дело вкуса и личной воли. Даже если тебе всего шестнадцать. Так вот, зайдите в любой книжный магазин и увидите эту книгу, угрюмо запакованную в целлофан. Так, чтобы ни один любопытствующий невзначай не полистал ее. И на лбу у этой книги клеймо «18+».
Что же там такое страшное, побуждающее защищать детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию? По-настоящему страшное там – жизнь обыкновенной российской семьи на протяжении нескольких поколений. Та самая жизнь, которая в иную пору становится куда ужаснее, чем простодушное подглядывание за соитием или куражливый мат.
Ханжество вновь заливает Россию. Восставшие из небытия Скалозубы потирают руки: «Я вас обрадую: всеобщая молва, /Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; /Там будут лишь учить по нашему: раз, два; /А книги сохранят так: для больших оказий». И пишут потом законы.
– Есть здесь книги и для совсем маленьких. Правильное распределение литературы в этой детской библиотеке помогает ребятам проще ориентироваться в книжном пространстве. У каждого читателя свой билет, а к нему формуляр, где четко указан возраст ребенка. Никаких документов больше не нужно. Книга с маркировкой 16 и 18 + в соседнем зале. Куда детям вход воспрещен, – продолжает Нелли СКАБЕЛКИНА.
Всех – по ячейкам, по полочкам, по местам. Интересно, для кого книги «18+» прячут в соседнем зале детской библиотеки, куда детям вход запрещен?
Ранее колонка была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 9 октября 2019 года.