С концертной программой «Любви негромкие слова» в Омске побывал заслуженный артист России, актёр театра и кино Эвклид КЮРДЗИДИС. В эксклюзивном интервью KVnews актер поделился малоизвестными фактами своей биографии
КОЛЧАК и сало
— Эвклид, вы уже не первый раз в Омске. Вы приезжали сюда на фестиваль «Золотой Витязь», неоднократно были здесь со спектаклем Ladies Night («Только для женщин»). У вас уже сложилось какое-то впечатление о нашем городе?
— Да, Омск для меня — город, знакомый не понаслышке. И, кстати, у меня тут однажды был такой смешной случай. В один из первых приездов кто-то из принимающей стороны предложил: может быть, вы что-то хотите себе купить, какие-то сувениры? Я говорю: да, я у вас здесь в прошлый раз покупал кедровые орешки в шоколаде, та-акие вкусные! Мы заезжаем в один магазин – нет, в другой – нет. Я говорю: такого быть не может, это же ваше фирменное. В ответ – удивление. Ну как же, у вас на набережной стоит фирменный магазин, где продается всё из кедровых орешков. Мне говорят: на нашей набережной?! Да, поехали, я вам покажу. А я помню, что там дом КОЛЧАКА, и с правой стороны этот магазин должен быть. Мы не нашли его. Проходит время. Я приезжаю на гастроли в Иркутск, и вижу на набережной, где стоит памятник КОЛЧАКУ, этот магазин с кедровыми орешками. Вот так Колчак ввел меня в заблуждение. И такая история у меня сохранилась, связанная с Омском.
Вообще здесь, конечно, потрясающий зритель. Это еще одна сторона, с которой я знаю Омск. Удавалось погулять по городу, пообщаться с жителями. Они очень открытые. Вот сегодня мы зашли в магазин, и вдруг подбегает человек, пытается что-то объяснить, но чувства переполняют. Он дарит мне кусок сала, говорит: «Я его сам сделал!», жмет руку и убегает. Мы попробовали это сало в гостинице за обедом, мои коллеги, один из которых украинец, были в полном восторге. Такие люди тут живут открытые. И любящие искусство. Потому что, с чем бы я ни приезжал, всегда вижу полные залы.
«Лишний» диплом
— С чтецким жанром вы приезжаете впервые. А вообще, вы давно с ним связаны?
— Давно. По-моему, я еще не говорил это ни в одном в интервью: когда я оканчивал театральное училище в Днепропетровске, помимо основного диплома мне вручили диплом чтеца. Но это в советское время можно было читать на радио, делать какие-то программы и так далее. В 1990-е годы все было уничтожено, страна выживала, мы все выживали, и не до дипломов было, ни до чего. Но в душе-то я всегда лелеял эту мечту – читать со сцены стихи, прозу, сделать чтецкий спектакль по НАБОКОВУ. И вот года три назад подвернулось такое счастье. Кто-то заболел, надо было срочно найти замену – артиста, у которого бы в запасе по памяти было часа на полтора стихов. И я безумно благодарен Валерию КУЧЕРЕНКО, нашему замечательному тенору, который позвал меня в эту программу.
— Эвклид, скажите, а танцами вы когда-нибудь занимались профессионально? Потому что в сериале «Ставка на жизнь» у вас были потрясающие танцевальные сцены, когда среди всего бытового вспыхивала истинная страсть.
— Четыре года нас обучали танцу в театральном училище, потом еще четыре года во ВГИКе. Но, конечно, я увлекался и помимо этого, мне было интересно. Что касается сериала «Ставка на жизнь», мне жаль, что он прошёл как-то не очень заметно. У меня там была роль–мечта — Борис Гурьянов! Но я думаю, фильм еще вернется на экраны. Танцевальные сцены изначально предложил режиссер Роман НЕСТЕРЕНКО, а я уже придумывал: либо этот танец, либо другой. Меня подкупила сама идея. Как правило, банально решаются эти сцены, а он предложил иначе. Вообще я из тех актеров, которым обязательно нужен режиссер, заинтересованный, неравнодушный. У меня тогда крылья вырастают, и я могу что-то предлагать, пробовать, придумывать. Когда есть диалог, партнерство, всегда рождается что-то интересное.
Раздеться и убрать интеллект
— Для первого фильма – «Несут меня кони» Владимира МОТЫЛЯ – вы, как пишет «Википедия», «пошли на жертву» — постриглись, отпустили усы. Чем еще приходилось жертвовать ради ролей?
— Ради женщины и роли можно пойти на многое. Для меня в этом плане нет табу. Владимир Яковлевич МОТЫЛЬ, у которого я снимался, будучи студентом второго курса ВГИКа, ведь не только заставил меня постричь волосы и отпустить усы, он сказал: «Я хочу, чтобы в этой сцене ты был голый». А там сцена, где мы с героиней утром просыпаемся в постели. Это сейчас ничего особенного, а тогда! Но режиссер сказал: надо. И я даже в мыслях не мог позволить себе ответить ему: знаете, я стесняюсь, я никогда публично не раздевался. Конечно, это не вошло потом в картину. Но раздеваться – это не самое ужасное. Вот растолстеть на тридцать килограммов!
— А было и такое?
— У меня ещё не было. Но было у Роберта де НИРО. У меня было, когда требовалось похудеть резко. Или вот опять же постричься. Я снимался у Балабанова в фильме «Война» в роли чеченского пастуха. Зубы вставили золотые, я искал пластику. Режиссер на меня смотрит и говорит: «Мне все нравится, надо только интеллект убрать». А как? И меня постригли, испортили всю мою прическу, приплюснули голову, и – не стало интеллекта. Так я долгое время без интеллекта и ходил. (Смеётся.) Это всё такие физические жертвы, на которые часто идут актеры и даже актрисы. Конечно, если есть хороший материал.
Мировой масштаб
— Вас часто сравнивают с Аль ПАЧИНО. Как вы к этому относитесь? Он действительно является образцом для подражания?
— Он замечательный актер, один из моих любимых. Аль ПАЧИНО, Роберт де НИРО – это такая актерская планка, если говорить о международном уровне. Конечно, для меня прежде всего существуют наши российские примеры. Олег ДАЛЬ, скажем. Русским Аль ПАЧИНО меня назвали греки, когда я баллотировался в мэры города Салоники, и все стали повторять.
— Кстати, как раз хотела спросить. Зачем вам это было нужно? Вам чего-то не хватало в актёрской жизни?
— Мне всего хватало, кроме времени. У меня тогда шли съемки, я выпускал новый спектакль, и это предложение меня просто ошарашило. Во-первых, потому что я живу в России. Во-вторых, я к политике не имею никакого отношения. В-третьих, я очень занят. Но Греция переживала тяжелые времена, и меня попросили моим баллотированием в мэры поднять людям настроение. Это была некая миссия, за которую я ничего не получил – ни денег, ни славы. Может быть, только уважение людей, которые видели вот эту мою предвыборную кампанию и все понимали.
— Вы награждены орденом «Миротворец» с присвоением статуса «Гражданин мира». За что присваивается такая награда?
— Я сам удивляюсь, когда мне вдруг звонят и сообщают что-то подобное. Вот, например, последний раз позвонили из Совета Федерации, сказали: «Приглашаем вас на награждение. Вы получаете медаль «Человек тысячелетия», ваше имя вносится в энциклопедию «Люди нашего тысячелетия». У меня, как и у вас, вопрос: а за что? Кавалером ордена «Миротворец» я стал десять лет назад. Мне казалось тогда, я ничего ещё не сделал. Сейчас хотя бы уже шестьдесят ролей за плечами. Думал, может быть, это за то, что я в кино сыграл много людей разных национальностей?
Первая любовь – в четыре года
— За вами прочно укрепилась репутация мачо и сердцееда. Скажите, когда вы впервые ощутили серьезный интерес противоположного пола к себе?
— Лет в тринадцать или в четырнадцать. У нас в городе я ходил во все кружки, какие были, благо это тогда было бесплатно. Я занимался цирковым искусством, потом многоборьем, потом я учился играть на трубе. А тут был какой-то конкурс, и мы танцевали танго. Вот тогда я увидел взгляды взрослых женщин. Конечно, взрослыми женщинами они казались только мне, на самом деле это были девушки лет двадцати трех – двадцати пяти. И по взглядам я понял их особую заинтересованность ко мне. А себя я помню впервые влюблённым в четыре года. До сих пор помню эту девочку и то, как она выглядела. Тогда это тоже для меня было серьезно, иначе бы не врезалось в память на всю жизнь.
— В одном из интервью вы говорили, что пока не нашли вторую половинку. Как у вас с этим сейчас?
— Дело в том, что мои зрители, думаю, расстроились бы, если бы вдруг узнали, что их любимый артист, например, одинок или в личном плане неустроен. Но как только им сказать, что я несвободен, определённая часть их расстроится ещё больше. Поэтому артист должен быть загадкой. Я только могу сказать, что я счастлив и состояние влюблённости меня не покидает. Это самое главное. Ведь если исчезнет это состояние, мне кажется, жизнь утратит смысл.
Справка:
Эвклид КЮРДЗИДИС. Родился 22 февраля 1968 года в семье выходцев из Греции. Детство провел в Грузии, позже семья переехала в Ессентуки. Окончил Днепропетровский театральный институт и актерский факультет ВГИКа. Дебютировал на экране в 1995 году в фильме «Несут меня кони». Снялся в более 60-ти фильмах, среди которых: «Страна глухих», «Война», «От 180 и выше», «Любовь-морковь», «Ставка на жизнь» и другие. Как приглашенный актер занят в спектакле Московского Театра Луны «Антигона». Играет в спектакле Независимого театрального проекта Ladies Night и спектакле Московского государственного театра эстрады «На высоких каблуках».