Все рубрики
В Омске среда, 2 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 84,8707    € 91,9643

Городские ярмарки: жизнь после смерти (полный текст)

30 марта 2025 11:00
0
884

Суд признал, что долгосрочные пятилетние контракты были правомерно расторгнуты через год-два, а то и через полтора месяца. 

Восьмой арбитражный апелляционный суд в феврале 2025 года поставил точку в деле так называемых городских ярмарок. Деле, о котором «Коммерческие вести» писали на протяжении нескольких лет.

Ярмарки для перекупщиков

Напомню, что 19 января 2022 года «Коммерческие вести» выступили со статьей «Ярмарки для перекупщиков» (на сайте было размещено 13 февраля 2022 года под названием МУП «Муниципальные рынки», прокладки и ярмарки"), где, в частности, цитировалась позиция министерства экономики Омской области, что ярмарки эти создаются «в целях обеспечения продовольственной безопасности, стимулирования предпринимательской активности и самозанятости граждан, расширения возможностей сбыта продукции отечественных производителей товаров, увеличения доходов и роста благосостояния граждан».

Однако наше расследование показало, что места на ярмарках по дешевке были переданы перекупщикам, которые далее по более дорогим ценам их сдавали предпринимателям. Даже там, где ранее стояли НТО (нестационарные торговые объекты), как на улице Красный путь за остановкой «Улица Рабиновича», и платили в бюджет, эти же павильоны стали принадлежать городским ярмаркам и в бюджет уже не платили. Сомнительной была и законность существования этих ярмарок.

Всего было создано 20 ярмарок с несколькими сот павильонов. После отставки губернатора Александра БУРКОВА неожиданно выяснилось, что городские ярмарки были незаконны с самого начала. А организованы они для того, чтобы появилась возможность предоставлять места под НТО без торгов. Об этом заявила Контрольно-счетная палата города Омска в акте от 30 августа 2023 года. Она же проанализировала, что посредникам торговые места передавались по цене в восемь раз меньшей рыночной. А количество этих посредников было ограничено.

То есть создавались они действительно ради «увеличения доходов и роста благосостояния граждан». Правда, немногочисленных граждан:

– В ходе контрольного мероприятия установлено, что заключение МУП «Муниципальные рынки» (Сторона 1) договоров о предоставлении торговых мест на Ярмарках осуществлялось с определенными лицами, в том числе с 8 юридическими лицами (ООО «АСМ-маркет», ООО «Гермес», ООО «Стрит-ритейл 4», ООО «Маркет-2», ООО «Лайт», ООО «Диалог», ООО «Купеческие ряды», ООО «Цветочный базар») и 5 индивидуальными предпринимателями: ИП ГААГ А.Е., ИП КРУКОВСКИЙ Д.М., ИП ПЕЛИХ Т.Н., ИП ЖУМАТАЕВ С.К,, ИП ТКАЧЕНКО С.Ю. (Сторона 2).

12 сентября 2023 года директор МУП «Муниципальные рынки» подписал приказ №128 «О прекращении работы ярмарок, организованных на территории города Омска». Согласно приказу все существующие 20 ярмарок должны были прекратить деятельность.

Заключившим ранее договоры с МУП о предоставлении торговых мест на ярмарках были направлены письма-уведомления об их расторжении, содержащие «требования об освобождении торговых места от размещенного оборудования и возвращении их по акту приема-передачи в нормальном состоянии, пригодными для его дальнейшего использования».

Не согласны

Ряд посредников не согласился с расторжением договоров. Они заключались на пять лет, и предполагалось, что такой срок станет защитой для их капиталовложений. Но защитой почему-то не стал.

Индивидуальные предприниматели Дмитрий КРУКОВСКИЙ, Антон ГААГ, Татьяна ПЕЛИХ и Григорий САПОЖНИКОВ подали в суд. Они заявили, что «решения о прекращении деятельности городских ярмарок и расторжении договоров на предоставление торговых мест причиняют значительный экономический ущерб не только заявителям, но и экономике города в целом».

САПОЖНИКОВ вообще попал как кур в ощип: на свои три места на ярмарке по улице Заозерная он заключил договор 1 августа 2023 года и уже успел сдать их в субаренду.

В ходе разбирательства выяснилось, департамент контроля Администрации города Омска и ООО «Евразиан процессинг компани» уже заявили о демонтаже (выносе) движимого имущества заявителей, расположенного на территории городской ярмарки по ул. 2-я Солнечная, д.28, так как здесь объекты торговли (ярмарка) располагались в полосе отвода автомобильной дороги, на что указала прокуратура.

Прокуратура направила в отношении МУП «Муниципальные рынки» и вышестоящего департамента имущественных отношений несколько представлений, в том числе с итогом проверки КСП. Заявив, в частности, что «замена процедуры размещения нестационарных торговых объектов на организацию ярмарок повлекла недополучение бюджетом города Омска неналоговых доходов в виде доходов от продажи права на заключение договоров на размещение НТО и доходов в виде платы по договорам на размещение НТО». Было также установлено, что «земельные участки под отдельными объектами недвижимого имущества используются без оплаты».

Впрочем, суд, отказав 25 сентября 2024 года предпринимателям, обосновывал свое решение не только и не столько на прокурорских представлениях.

Как сказано в судебном документе, МУП «Муниципальные рынки» подотчетно в своей деятельности муниципальному образованию городской округ город Омск в лице департамента имущественных отношений и «при наличии согласия последнего на проведение ярмарки заключило с заявителями ряд договоров о предоставлении торговых мест по следующим адресам: пр-т Космический, д.18Б, ул. Багратиона, д.3, ул. Заозерная, д.26; ул. Ишимская, д.26; ул. 2-я Солнечная, д.28».

Департамент на основании результатов проверок КСП проанализировал эффективность работы по организации городских ярмарок и письмом от 11 сентября 2023 года указал, что «средняя стоимость торгового места на ярмарке за 1 кв.м существенно ниже, чем аналогичная стоимость на крытых рынках филиалов МУП «Муниципальные рынки», экономический эффект от работы 20 ярмарок в 1-м полугодии 2023 составил 295,7 тысяч руб. в месяц, вследствие чего работа по организации городских ярмарок является недостаточно эффективной, в связи с чем данное ранее согласие на организацию городских ярмарок департамент отзывает и возлагает на МУП осуществить мероприятия, направленные на прекращение деятельности ярмарок».

Да, в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются. Но в подписанных сторонами договорах «предусмотрен случай закрытия Ярмарки третьими лицами по причинам, не зависящим от сторон данных договоров. Заявители, согласившись с указанным условием, по своей воле и в своем интересе подписали договоры».

Департамент, не являясь стороной договора, и выступил таким третьим лицом. К тому же, «суд не вправе обязать орган местного самоуправления и учрежденную муниципальным образованием организацию принять ту или иную норму, учитывая, что отзыв согласия на организацию ярмарок и приказ о прекращении деятельности ярмарок являлись следствием установленного факта непоступления доходов в бюджет города Омска, то есть нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц».

Апелляция

КРУКОВСКИЙ, ГААГ, ПЕЛИХ и САПОЖНИКОВ не согласились с решением первой инстанции и подали апелляционные жалобы. 10 февраля 2025 года Восьмой арбитражный апелляционный суд:

– Делая выводы о неэффективности работы ярмарок, суд первой инстанции не принял во внимание доводы заявителей о том, что департамент и МУП не являются коммерческими организациями, целью существования которых является получение прибыли в максимально возможном объеме, не устанавливалось, сколько денег было фактически получено в качестве платы за торговые места на ярмарке, и сколько денег должно поступать в бюджет за их организацию.

Но апелляция отказала предпринимателям, заявив, что департамент действовал в рамках своих полномочий по распоряжению муниципальным имуществом и эффективному его использованию как собственник «земельных участков, на территории которых организуется проведение соответствующего мероприятия». А МУП из-за отзыва согласия на организацию ярмарок «правомочно прекратило с заявителями правоотношения по заключенным с ними договорам».

Жизнь после смерти

В конце декабря 2024 года Муниципальное унитарное предприятие «Муниципальные рынки» было реорганизовано в одноименное акционерное общество.

Что касается городских ярмарок, часть из них продолжает работать. При этом АО «Муниципальные рынки» утверждает, что уже не имеет к ним никакого отношения. Разве что продолжает взыскивать долги.

29 ноября 2024 года, например, арбитраж взыскал с ООО «Маркет-2» 73,3 тыс. руб., в том числе, кстати, «пени за несвоевременное внесение оплаты за потребленную электроэнергию за период с 22.09.2023 по 05.03.2024», то есть за период после расторжения договора. А 2 декабря 2024 года с ООО «Гермес» взыскано 628,9 тыс руб., в том числе «168 125 руб. 02 коп. пени за несвоевременное внесение оплаты по договорам на предоставление торгового места за период с 20.08.2023 по 30.06.2024». И речь идет о торговых местах на шести ярмарках (Красный Путь, д. 24, 75 Гвардейской бригады, д. 12 и др.), договоры с которыми, как было ранее заявлено, прекращены. Приказ о прекращении работы этих ярмарок с адресами до сих пор висит на сайте «Муниципальных ярмарок» и подписью нынешнего директора Ильи ОЧКИНА.

При этом торгов на предоставление мест под НТО по адресам бывших городских ярмарок, вроде бы, не объявлялось.

Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 12 марта 2025 года.

© Фото автора



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.