В Омске появилась организация, способная создавать полезные вещи из отходов.
В пресс-центре МКР-Медиа рассказали о реализуемых в Омске экологических проектах. Некоторое время назад на средства гранта в стенах СибАДИ организована «Экологическая мастерская «EcoLab», которая занимается вторичной переработкой пластика.
Пластик на печать
О том, как рождался проект «экологической мастерской», на пресс-конференции рассказал один из его руководителей Андрей ГУРКОВСКИЙ. По его словам, реализованная идея переработки пластика родом из Европы:
– Есть проект Precious Plastic – мы являемся его частью. Ребята создали оборудование, безвозмездно выложили его в сеть. Мы этим воспользовались, взяли чертежи, часть собрали сами, часть заказали. Это было сделано на средства гранта. Мы открыли пространство буквально этим летом – это мастерская, где есть зал для мероприятий, лекций, там у нас проекторы и т. д., и есть комнатка для мастерской, где стоит все, что нужно для переработки пластика: его дробить, плавить, а также пилить, резать, строгать, потому что он по композиции похож на дерево.
«EcoLab» открылась в стенах СибАДИ – институт поддержал проект и предоставил ему помещение на седьмом этаже в блок-вставке между общежитиями № 3 и 4 по ул. 2-я Поселковая. На сегодня мастерская не платит ни за аренду, ни за коммунальные услуги.
– При этом в предоставленном нам помещении мы сделали хороший ремонт – за свой счет, не на средства гранта, – добавил спикер.
Андрей ГУРКОВСКИЙ рассказал о продукции мастерской, а также о том, как она производится:
– У нас есть три направления: мы сдавливаем пластик, выдавливаем его и делаем из ПЭТ-бутылок нить для 3D принтера. У нас есть довольно большой 3D-принтер, на котором мы печатаем фастекс (полуавтоматическая застежка для соединения тканевых лент, строп, ремней, – прим. автора) и для себя какие-то композитные вещи, которые мы используем для улучшения технологического процесса. Таким образом, мы печатаем из пластиковых бутылок. В дальнейшем будем еще какие-то вещи небольшие делать. Также мы дробим пластик. В основном это крышечки. В дальнейшем мы его засыпаем под давлением и делаем плоские вещи либо отливаем небольшие объемные изделия – это сувенирка или что-то небольшое, возможно, подарочная продукция. С использованием экструдера мы отливаем кашпо и другие объемные предметы.
На изделия уходит достаточно большое количество материала, и мастера «EcoLab» уже ощущают на себе нехватку сырья. Например, на метровый пластиковый брус уходит 700-800 пластиковых крышечек.
Поэтому к имеющимся пунктам приема твердых пластиковых отходов маркировки 2, 4 и 5 (полиэтилен и полипропилен) в «Леруа Мерлен» создатели экомастерской хотят добавить еще несколько – например, на территориях школ. В перспективе, если будет хватать материала, участники проекта планируют начать изготавливать и более крупные предметы, в том числе лавочки.
Присутствовавшая на мероприятии Гульнара МУКАШЕВА, координатор федерального проекта «Чистые Игры» по Омской области, обещала помочь ребятам с материалом для творчества.
– Изделия из пластика прочные и очень красивые. Я думаю, что они везде будут востребованы. Это крутой проект, – поделилась мнением МУКАШЕВА.
Шитье из баннеров
На базе «EcoLab» организован еще один перспективный с точки зрения бизнеса экопроект – творческая мастерская «Reclame». Как рассказала руководитель проекта Елена НЕВЕРОВА, именно на ее имя был выдан грант для создание экологической мастерской. Его сумма, по информации из открытых источников, составила 707 тыс. рублей.
– Творческая мастерская «Reclame» – это пространство, направленное на вторичное использование баннерной ткани и других трудно перерабатываемых вторичных материалов. По сути, мы швейный отдел «EcoLab». Мы популяризируем идеи разумного потребления среди населения тем, что мы перерабатываем изделия методом апсайклинга (повторное использование вещей с приданием им новой функциональности), – сообщила руководитель.
Она уточнила, что, по данным маркетингового исследования ВНИЦ, в России в 2019 году насчитывалось более 2 тыс. компаний, занятых в ивент-индустрии. За год они провели около 24 тыс. мероприятий, на каждом из которых было использовано 3 – 4 баннера: всего примерно 288 тыс. кв. метров баннерной ткани.
Баннерная ткань – материал, очень сложный для переработки, и нет универсального способа для его переработки. Поэтому «Reclame» занимается тем, что перекраивает баннеры, создавая из них принципиально новые вещи – сумочки, кошельки и т. п.
– Баннер используется от трех часов до трех месяцев, и впоследствии он организации уже совершенно не нужен. Забирая у организаций баннеры, которые им уже не интересны, мы изготавливаем различные изделия из маленьких участков ткани, дополняя их небольшим количеством дополнительного материала. А можем преобразовать баннер с логотипом даже для организации, у которой он висел, создав своего рода брендированную продукцию. Из баннерной ткани получаются изделия, которые прослужат долго, будут влагостойкими, прочными и визуально симпатичными, – добавила НЕВЕРОВА.
У швейной мастерской, в отличие от мастерской пластика, нет никаких проблем с поставкой материала, но, по словам спикера, есть пока определенные затруднения с его свойствами:
– Примерно полгода очень маленькими шажками мы идем к поиску конструкции, которая сможет продлить жизнь материала максимально на максимально долгий период, потому что баннерная ткань – материал достаточно капризный, у него есть всего две характеристики – это усилие на растяжение и на разрыв, на сгибах материал ведет себя очень плохо. Поэтому мы дополняем его окантовочной тканью и делаем плоские усилия.
Творческая мастерская «Reclame» пока не занимается реализацией своей продукции – проект слишком молод, ему нужно наработать опыт и решать стоящие перед организаторами, вышеназванные задачи.
Благо есть где черпать опыт. Подобной переработкой баннеров занимаются как за рубежом, так и на территории России. Самая известная компания, осуществляющая подобный вид деятельности, – это 99recycle из Санкт-Петербурга.
Деятельность
Несмотря на внушительные перспективы проектов с точки зрения бизнеса – ведь немногим производителям сырье для выпуска товара достается бесплатно – руководители проекта пока позиционируют свое детище по большей части социальным, направленным на решение экологических проблем региона.
В частности, ребята проводят бесплатные лекции, касающиеся разумного потребления ресурсов и сортировки отходов, и мастер-классы, на которых учат создавать из вторичных материалов функциональные вещи, выезжают с этими мероприятиями в организации, создают обучающие ролики по пошиву из баннерной ткани, привлекают омичей к экологическим мероприятиям и проектам, сотрудничают с омскими университетами, совместно «изобретая» новые дизайнерские продукты из вторсырья, но самое главное – участники мастерской, перерабатывая пластик, дают ему новую жизнь.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 13 октября 2021 года.
Фото @ https://ecolabomsk.ru/