Среди эвакуированных ленинградских детей был ученый-океанограф, писатель, бард Александр ГОРОДНИЦКИЙ.
В информационно-библиографическом отделе Омской государственной областной научной библиотеки имени А.С. Пушкина (ОГОНБ) в рамках патриотического фестиваля «Люблю Россию! Храню Россию!» состоялась публичная лекция под названием «Тыловой Омск в судьбах трех ленинградских писателей». Лекцию прочитала заведующая сектором краеведческой библиографии библиотеки имени А.С. Пушкина Елена Ивановна КАТКОВА. В лекционном зале присутствовали учителя и школьники из омской гимназии №12 имени Героя Советского Союза В.П. Горячева, журналисты, краеведы.
В период Великой Отечественной войны (1941–1945) город Ленинград оказался в окружении фашистских войск. Красная Армия и жители города оказали ожесточенное сопротивление врагу. План фашистов захватить Ленинград в короткие сроки провалился. Тогда фашисты решили задушить жителей Ленинграда голодной смертью. В блокадном Ленинграде начался голод. Чтобы спасти людей от смерти, советское правительство приняло решение вывозить людей и в первую очередь детей из осажденного города. Только за две недели – с 29 июня по 10 июля 1941 года – из Ленинграда отправили 323 720 человек, в том числе 264 657 детей. Общую точную цифру приехавших в Омск беженцев установить не представляется возможным. По разным подсчетам она колеблется от 200 тысяч до 300 тысяч человек.
Среди эвакуированных оказались три мальчика: Витя КОНЕЦКИЙ, Саша ГОРОДНИЦКИЙ, Лева ЛИФШИЦ. Впоследствии они стали известными писателями. На лекции слушатели узнали, какой след в жизни и творчестве этих писателей оставил тыловой город Омск.
О судьбах Виктора КОНЕЦКОГО, Александра ГОРОДНИЦОГО, Льва ЛИФШИЦА рассказала Елена КАТКОВА:
«Виктор Викторович КОНЕЦКИЙ (1929–2002) – писатель, киносценарист, художник, капитан дальнего плавания. Он приехал в Омск в сентябре 1943 года с матерью и братом. Его мать Любовь Дмитриевна Конецкая в юности была принята в миманс и кордебалет труппы С.П. Дягилева. В 1913–1914 годы она с гастролями побывала в Берлине, Лондоне, Париже, Праге. Затем она служила в Мариинском театре, работала в банке. Отец писателя Виктор Андреевич Штейнберг, выпускник юридического факультета Петербургского университета, служил на разных должностях в Ленинградской областной прокуратуре, затем в транспортной прокуратуре Октябрьской железной дороги. В сентябре 1943 года его по причине дистрофии перевели в Омск. Он работал в должности помощника военного прокурора Омской железной дороги. Родители были в разводе, но отец продолжал заботиться о детях и бывшей жене».
Виктор КОНЕЦКИЙ еще в Ленинграде запустил занятия в школе, как он сам вспоминал:
«Уходил в рисование от арифметики, грамматики и школьного одиночества. Потом, в эвакуации, я продолжал бояться школы и учился плохо. Годовые двойки и переэкзаменовки преследовали меня».
Не блистал Виктор в поведении, ни в школе, ни на улице. Он много лет спустя написал:
«Там (в Омске) отец впервые поймал меня на краже табака…»
Поэтому нелюбимое школьное детство, в том числе годы эвакуации, писатель вспоминал редко и крайне скупо.
Далее Елена Ивановна продолжила:
«Семья Конецких прожила в нашем городе недолго – с сентября 1943 года по осень 1944 года. Сам Виктор КОНЕЦКИЙ писал, что вернулся в Ленинград зимой, в разгар школьных занятий, что поступил в Ленинградское военно-морское училище, которое окончил в 1952 году. После его окончания служил на Северном Военно-Морском Флоте. После увольнения в запас работал на морском судне в должности капитана дальнего плавания. В свободное от вахт время занимался литературной деятельностью. После первой книги был принят в Союз писателей. По сценариям написанных Виктором КОНЕЦКИМ были сняты три художественных фильма. Один из них вошел в «золотую коллекцию кинофильмов» – это «Полосатый рейс». Виктор КОНЕЦКИЙ написал более 50 произведений».
В 2019 году Омск посетила вдова Виктора КОНЕЦКОГО – известная писательница, сценарист, художник Татьяна Валентиновна АКУЛОВА-КОНЕЦКАЯ. Она приехала на открытие художественной выставки «Виктор Конецкий. Кто смотрит на облака», устроенной к 90-летию со дня его рождения компанией «Норникель» в рамках проекта «Читаем Север». На той выставке, что проходила в Омском музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, экспонировалось свыше 30 живописных работ Виктора КОНЕЦКОГО (пейзажи с удивительной природой Арктики и видами ленинградских улиц и мостов), а также его личные вещи из коллекции Татьяны АКУЛОВОЙ-КОНЕЦКОЙ. Почетными гостями выставки стали ветераны Великой Отечественной войны и бывшие жители блокадного Ленинграда.
Елена КАТКОВА рассказала об эвакуированном из Ленинграда мальчике – Александре ГОРОДНИЦКОМ.
В своей лекции Елена Ивановна отметила Александра ГОРОДНИЦКОГО как поэта, барда, как одного из основоположников советской авторской песни, как ученого-геофизика, доктора геолого-минералогических наук, профессора, члена Российской академии естественных наук, как Заслуженного деятеля науки РФ, главного научного сотрудника Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН.
Елена КАТКОВА сказала:
«Александр Моисеевич ГОРОДНИЦКИЙ родился в 1933 году в Ленинграде. Весной 1942 года его вместе с матерью вывезли из блокадного Ленинграда за четыре дня до закрытия ледовой трассы. В Омске их встретил отец, Моисей Афроимович, который был эвакуирован раньше как сотрудник Ленинградской картографической фабрики. В Омске картографическая фабрика выпускала военно-морские карты. Семья Городницких поселилась на улице Войсковой, в большом старом одноэтажном доме №42, который Гидрографическое управление снимало для своих сотрудников. В 1969 году дом снесли, сейчас на этом месте находится магазин «Тысяча мелочей». Мать Рахиль Моисеевна была учительницей русского языка, но в Омске трудилась вахтером. В 1944 году она освоила специальность корректора, затем технического редактора и до пенсии проработала в Гидрографическом управлении».
Елена КАТКОВА зачитала воспоминания Александра ГОРОДНИЦКОГО:
«Омск сороковых годов был деревянным, одноэтажным, с закрывающимися на ночь ставнями. Нас здесь было дикое количество, потеснивших и без того голодных омичей. Но это не помешало им радушно и гостеприимно принимать эвакуированных, особенно ленинградцев. Ни одного замечания, типа «понаехали тут», я не слышал».
Во время своей лекции Елена Ивановна показывала на экране слайды, на которых был запечатлен ГОРОДНИЦКИЙ в разные годы:
«В первый год пребывания в Омске Александр Моисеевич был настолько слаб, что не мог посещать занятия. Поправившись, Александр учился в гимназии №33. Сегодня в этом здании бывшей школы находится дворец творчества «Созвездие» (улица Ленина, 36). Заметим, что в отличие от Виктора КОНЕЦКОГО, Александр ГОРОДНИЦКИЙ хорошо учился и окончил школу (уже в Ленинграде) с золотой медалью. О жизни в Омске Александр ГОРОДНИЦКИЙ написал в своих записях, что в Омске состоялись его первые публичные выступления, что он, ученик третьего класса, начал читать стихи раненым бойцам в госпитале».
В 2007 году Александр ГОРОДНИЦКИЙ приезжал в Омск:
«На встречах с омичами он рассказывал, что именно в Омске он полюбил кино, особенно фильм «Два бойца». Также Александр Моисеевич отмечал, что для него авторская песня началась с Марка Бернеса, исполнявшего песню «Темная ночь» под гитару в этом же кинофильме. Еще одно воспоминание ГОРОДНИЦКОГО – что спектакль «Сирано де Бержерак» театра имени Е.Б. Вахтангова он увидел впервые именно в Омске».
Еще вспомнил, как в спектакле актер в роли короля на вопрос: «Что сегодня будет на ужин?» – неожиданно сказал: «Биточки!»
Рассказал омичам, что на чердаке старого деревянного дома, где поселилась его семья, обнаружились дореволюционные подшивки журнала «Вокруг света». И как он по многу раз их перечитывал, мечтал о парусниках, приключениях и путешествиях. Также Александр Моисеевич убедительно подчеркнул:
«Может быть, именно поэтому география стала моим любимым предметом, и я выбрал потом в жизни профессию, связанную с экспедициями».
После показа слайдов на экране Елена Ивановна КАТКОВА перешла к третьему блокаднику, эвакуированному из Ленинграда в Омск – Льву Владимировичу ЛОСЕВУ (1937–2009). Впоследствии он стал известным поэтом, литературоведом и эссеистом и педагогом.
Елена КАТКОВА рассказала:
«Лев ЛОСЕВ родился в литературной семье. Его отец Владимир Александрович Лифшиц был поэтом, прозаиком и драматургом. В 1941 году он пошел в народное ополчение. После ранения его демобилизовали. На стихи Владимира Лифшица были написаны песни для кинофильма «Карнавальная ночь». Мать Ася Михайловна Генкина два года проучилась в Ленинградской консерватории пению, но затем увлеклась литературой. В начале Великой Отечественной войны Ася Генкина с маленьким сыном Левой, вместе с ленинградскими писателями и литературоведами, была эвакуирована в Омск».
В 1960-х годах Лев Владимирович сменил фамилию «Лифшиц» на «Лосев». О своей смене фамилии Лев ЛОСЕВ писал:
«В молодые годы я носил фамилию Лившиц. Но поскольку в те годы я начал работать в детской литературе, мой отец, поэт и детский писатель Владимир Лившиц, сказал мне: «Двум Лившицам нет места в одной детской литературе – бери псевдоним». – «Вот ты и придумай», – сказал я. «Лосев!» – с бухты-барахты сказал отец».
Много лет спустя Ася Михайловна вспоминала, что в Омске ночью в сибирский мороз она ломала на улице деревянные тротуары, чтобы растопить печь и немного согреть сына.
Ася Генкина активно участвовала в литературной жизни Омска. С августа 1941 года по февраль 1944 года ее стихи для детей и взрослых появлялись на страницах газет «Омская правда», «Заря коммунизма» Ульяновского района (ныне Омский). В 1943 году в местном издательстве вышла ее первая книга «Мои товарищи» со стихами для детей дошкольного возраста. К сожалению, это издание не сохранилось в Омской в библиотеке имени А.С. Пушкина, но оно имеется в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. Лев ЛОСЕВ написал:
«Сердце сжимается, когда глядишь на эту книжку из серой шероховатой бумаги, а на ней тусклые старательные картинки подслеповатого художника, эвакуированного из Смоленска».
С помощью электронного каталога РНБ и картотеки «Омские издания» удалось установить имя иллюстратора – художника Давида Лазаревича Ясина (Ясинга).
Елена КАТКОВА пояснила:
«Интересно отметить, что связи Льва ЛОСЕВА с Омском прослеживаются и позднее. В 1950-х годах он был дружен с омским поэтом Михаилом Михайловичем КРАСИЛЬНИКОВЫМ и его окружением. ЛОСЕВ заинтересовался творчеством омского поэта Леонида МАРТЫНОВА. Этот интерес привел его к тому, что, будучи студентом филфака Ленинградского университета, Лев ЛОСЕВ решил писать о МАРТЫНОВЕ курсовую работу. При личной встрече выяснилось, что они видели друг друга еще в Омске. ЛОСЕВ рассказал МАРТЫНОВУ, что мать рассказывала ему, как Леонид МАРТЫНОВ приезжал к ним домой на велосипеде, что на руле велосипеда висели баранки. Эти баранки были переданы их семье как пособие от омских писателей.
В 1980-е годы приходит к Льву ЛОСЕВУ известность. На Западе сразу вышли два его сборника: «Чудесный десант» (1985), «Тайный советник» (1987). В Ленинграде вышел его первый поэтический сборник «Новые сведения о Карле и Кларе».
Омск сохранился в памяти ленинградских мальчишек Виктора КОНЕЦКОГО, Александра ГОРОДНИЦКОГО, Льва ЛОСЕВА, ставших известными писателями. Омск запечатлен в их прозе, поэзии, воспоминаниях, интервью. Их воспоминания, литературные произведения стали дополнительными источниками для изучения исследователями жизни блокадников в тыловом Омске во время Великой Отечественной войны.
В заключение своей лекции Елена КАТКОВА показала фотографию памятника, посвященного детям блокадного Ленинграда. Памятник был открыт в феврале 2014 года в Омске по адресу «улица Масленникова, 5».
Фото © Алексей ОЗЕРОВ