Пантеон альтернативных версий.
Дезирина БОСКОВИЧ
Потерянные сигналы: тайная история фантастики
М.: Эксмо, 2022 год. – 288 стр.
Тираж 2000 экз.
Как сказано в аннотации, это переводной богато иллюстрированный «обзор забытых, задуманных, но так и не законченных и недооцененных произведений научной фантастики и фэнтези в кино и телевидении, в литературе и искусстве, музыке, моде и архитектуре, поп-культуре и фэндоме».
Впрочем Science Fiction и Fantasy издание не ограничивается: в самой книге употребляется термин «спекулятивная фантастика», введенный в широкий оборот Робертом ХАЙНЛАЙНОМ и адекватного перевода на русском не имеющий – разве что просто «фантастика», куда относится группа жанров, объединенных элементом фантастического. Например, «хоррор», который к «фэнтези» ну никак не относится.
Книга производит двойственное впечатление: с одной стороны, она, казалось бы, своим налетом сенсационности ориентирована на массового читателя, с другой, рассказывает о подоплеках произведений немалого ряда авторов, которые этому массовому читателю просто изначально неизвестны. Впрочем за счет широты подбора материалов, попадаются действительно любопытные факты и для профессиональных фэнов – ведь каждый из них как тот специалист, подобный флюсу. Я, в частности, разочарованный попытками Ридли СКОТТА реанимировать «Чужого», не знал, что Уильяму ГИБСОНУ – главному в киберпанке – в 1980-х заказывали сценарий «Чужого-3» и он даже написал его – там действует коммунистическая коалиция Союз прогрессивных народов, прототипом которой был СССР.
«Удовольствие от этого сборника, – пишет в предисловии Джефф ВАНДЕРМЕЕР (тоже вряд ли известный массовому читателю), – в том, что он сам по себе секретная причуда, перечень чудаков и неудачников с изумительным воображением... Эта книга дарит читателям ощущение светлого сожаления из-за того, что могло бы случиться, но не случилось. Так что книга сама по себе научная фантастика, предлагающая вообразить другие временные линии и другие вселенные, где все обернулось иначе».