Санкт-Петербургское издательство «Сеанс» выпустило книгу Аркадия ИППОЛИТОВА «Начало нового столетия. От декаданса к авангарду. Последняя лекция» (2024 год; 156 стр.; редактор/составитель: Любовь Аркус).
Аркадий Викторович ИППОЛИТОВ (1958–2023) – писатель, искусствовед, куратор, хранитель кабинета итальянской гравюры Эрмитажа, многолетний друг и автор «Сеанса». Эта книга издана в память о нем; последний текст, который Аркадий ИППОЛИТОВ прислал в редакцию «Сеанса», – лекция о западном искусстве рубежа XIX и XX веков: decadisme, Belle Epoque, Art Nouveau. Иллюстрации подобраны самим автором. В оформлении обложки использован кадр из фильма «Петербург глазами режиссеров» (реж. Григорий Игнатьев и Дмитрий Новосельцев, 2017) и фотография «Окно Аркадия» (фот. Дмитрий Сироткин, 2017).
Предваряя издание, Любовь Аркус пишет: «Летом «Сеанс» придумал учредить школу. По замыслу нашему первый год обучения в ней – базовый и посвящен исключительно изучению XX века во всех его ипостасях: мировая и российская история, изобразительное искусство, театр, история кино, история человека, история идей. Аркадий должен был читать курс истории изобразительного искусства – стилей, моды, архитектуры, живописи. Мы набросали программу буквально за час на моей даче, между купанием в озере и обедом. Затем Аркадий сказал, что вообще-то эта программа – халтура. И ему нужно написать хотя бы одну лекцию, чтобы «размять» материал, понять, как он сможет описать его, уложившись в двадцать шесть лекций».
Как вспоминает Любовь Аркус, настроение у Аркадия было мрачноватым, работалось плохо: «вторая книга про Рим не получалась, и это мучало его. Каждый день он отправлялся в Эрмитаж, где служил почти сорок лет, усаживался в свое любимое кресло с видом на Неву и пытался побороть материал. Все попытки признавал негодными и часто уничтожал написанное за несколько дней». Так или иначе Аркадий Викторович отказался от проекта, отослав, впрочем, в «Сеанс» одну лекцию. Последнюю.
Он много знал, и много писал. В журнале «Сноб» есть его эссе от 8.01.2018 под названием «Сон Рафаэля», посвященное памяти Чариты Мезенцевой. Начинается оно так: «Кирилл Иванович давно уже сообразил, что главная ценность в его жизни, как материальной, так и духовной, – лучший в России, а может, и в мире, вид из окна его кабинета на Неву, на Биржу и на Петропавловку сразу. Кирилл Иванович Кравинский был хранителем итальянской гравюры в Эрмитаже».