Юмористический шпионский триллер ужасов.
Чарльз СТРОСС
Каталог катастрофы
Серия «Мастера магического реализма»
М.: Издательство АСТ, 2020 год. – 444 стр.
Тираж 2000 экз.
«Каталог катастрофы» – первый опубликованный роман английского писателя-фантаста Чарльза СТРОССА. С него начался цикл «Прачечная» про британскую секретную службу, которая "защищает нас от Ктулху, Древних и других лавкрафтовских ужасов из-за пределов пространства-времени". Они на самом деле существуют, и стена, которая нас отделает, очень тонка. То, что считается магией, – это отрасль прикладной математики. Стоит доказать правильную формулу (например, доказательство полиномиальной полноты гамильтоновских сетей – это реально существующая математическая задача), на что способны только очень талантливые математики или программисты, как эта формула и становится, по сути, заклинанием, которое вскрывает эту границу между мирами. И тогда начинается страшное. Так что чаще всего эта секретная служба занимается поиском этих математиков.
Автор не скрывает, что первый роман цикла написан под влиянием одного из классиков шпионского романа Лена ДЕЙТОНА. Параллельно со всякими потенциальными и реальными ктулху, главный герой – рядовой агент «Прачечной» – сталкивается с английской бюрократией, когда него требуют тщательного отчета чуть ли не по каждой скрепке, приобретенной в ходе задания. Что касается стиля, сам СТРОСС охарактеризовал его как мэшап – «юмористический шпионский триллер ужасов». Что-то аналогичное сделал Барри Зонненфельд в «Людях в черном» в связи с инопланетянами.
Впрочем родился цикл из рассказа «Очень холодная война» 2000 года, в котором СССР использует ктулху в качестве оружия, и все на Земле «умирают ужасной смертью или, что еще хуже, желают умереть». Как говорил про реальную холодную войну автор: в то время мы «жили с вечным знанием того, что иные разумы за тысячи миль от вас могли в любой момент принять решения, которые высвободят силу тысяч Солнц, – и уничтожить всех, кто вам дорог, включая вас самих, по совершенно абстрактным причинам, связанным с идеологической борьбой, которая никогда не касается вас напрямую. В Холодной войне было что-то действительно пугающее, что травмировало поколение, пережившее ее». Чем не ктулху?