Издательство Эксмо; БОМБОРА выпустило в свет книгу Григория ВЕРХОВСКОГО «Сталкер Андрея Тарковского в фотографиях Григория Верховского» (М.; 2024 год; 208 стр.; тираж 3000 экз.).
По мнению издателей, «Сталкер» Андрея Тарковского – один из самых загадочных и удивительных фильмов в кинематографе страны; это фильм-притча по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», который повлиял не только на искусство России, но и всего мира: «Фильм переснимали трижды. Каждый раз «Сталкера» поджидала очередная роковая случайность: то производственный брак, то испорченная пленка, то конфликт между режиссером и оператором. В 1978 году Андрей Тарковский перенес инфаркт, но это не помешало ему начать все заново с новой командой. И лишь с третьего раза Тарковскому удалось закончить свой шедевр». Книга переносит читателя в 1978 год, на съемочную площадку фильма «Сталкер», где помощником оператора работал Григорий ВЕРХОВСКИЙ.
«Известно, что характер и натура художника – порой две совершенно разные вещи. В чем я не раз убеждалась, общаясь с мастером художественной фотографии и кинооператором (работавшим в том числе с Андреем Тарковским на «Сталкере») Григорием Верховским. Человек скромный и тихий, каков же он в своих фотографических работах, многие из которых теперь размещены на его персональной выставке в Русском культурном центре Чикаго, и одновременно на стенах экспозиции «Андрей Тарковский. Художник пространства» – в Русском музее Санкт-Петербурга?» – задалась вопросом Зоя Межирова, автор статьи «Волшебное дело скромного человека» (НГ-EXLIBRIS, 01.12.2017). И сама же ответила: все начинается с детства и корни всего именно в нем.
«Отец – художник-оформитель праздничных декоративных убранств столицы, старший брат – известный график, оформитель книг. В доме везде много фотографий, и в стопках на столах, и на стенах. Сохранилась фотография середины прошлого века – на ней трехлетний Гриша, буквально влипший в грузную, старого образца камеру: она для него, как это ни удивительно, уже не игрушка. В четыре года Гриша фотографирует свою бабушку – сохранился и такой снимок в семейном архиве. … Издательство «Советский писатель» заказывает 23-летнему Верховскому, только что окончившему московскую фотошколу, сделать ряд фотографий к сборнику стихотворений Роберта Рождественского «Радиус действия». Книга выходит не теперешним тиражом – огромным, в 50 тысяч, расходится мгновенно. И Григорий в один день становится признанным фотографом», – рассказывает Межирова об операторе и фотографе, чьи работы не пройдут мимо внимания поклонников творчества Андрея Тарковского.