Будущее – это не продолжение настоящего.
Йен МАКДОНАЛЬД
Некровиль
М.: АСТ, СПб: Астрель-СПб, 2023 год. – 768 стр.
Серия «Звезды научной фантастики»
Тираж 3000 экз.
Роман появился в 1994 году, когда шотландец, живущий в Ирландии, Йен МАКДОНАЛЬД писал намного сложнее, чем сейчас. Вспомнить только крышесносную «Дорогу запустения». Первые несколько десятков страниц «Некровиля» читатель просто теряется в калейдоскопе неразъясняемых реалий и терминов, испаноязычных фраз и во множестве налезающих друг на друга событий: «редупликация погрешностей размножится экспоненциально. Аномальная регенерация. Да. Метастазирующий мутагенез». Спасибо переводчику – Наталии Осоян, которая все же сопроводила перевод некоторыми комментариями. Но всю эту пиротехническую сверкающую переливающуюся массу полностью откомментировать просто невозможно. События романа продолжаются в течение суток – с 1 по 2 ноября – латиноамериканского Дня мертвых, а повествование перебрасывается – от одного к другому – среди пяти протоганистов, которые должны были встретиться в кафе «Последняя станция» (в американских изданиях роман так и называется – Terminal Cafe), но по дороге с ними произошли события – у каждого свое – которые изменили их. Впрочем когда я после 250-й страницы уже погруженный в этот мир решил перечитать начало, оно показалось мне вполне ясным и понятным. Базовое фантдопущение – каждого человека после смерти при помощи нанотехнологий можно воскресить – будет он отныне бессмертный и в новом молодом теле. Но технология очень дорогостоящая, если у тебя есть деньги – плати, если нет, можешь заключить контракт, похожий, по сути, на рабство, что обязан отработать потраченное на тебя в течение условных первых ста лет (на самом деле срок в романе не указан). Причем юридически воскрешенные прав своей первоначальной личности (хотя и оставаясь ею) не имеют. Особенно активно они используются в освоении космоса, для чего им перестраивают тела (например, дополнительные руки вместо ног). И в День мертвых они подняли восстание. Роман наполнен библейскими ассоциациями и множеством отсылок к классическим голливудским фильмам, а также к массе предшественников-фантастов. И он ошарашивает, как яркий фейерверк.