«На Венере всегда идёт дождь. Всегда. Я жил здесь десять лет, и ни на минуту, ни на секунду не прекращался ливень».
Юная Венера
Составители Джордж МАРТИН и Гарднер ДОЗУА
Серия «The Best Of. Фантастика, фэнтези, мистика»
М.: Э, 2016 год. – 576 стр.
Тираж 2500 экз.
16+
Этот сборник был создан как продолжение вышедшего на английском двумя годами ранее «Старого Марса». В тот раз составители обратились к авторам с просьбой написать о «старом добром Марсе» в духе 40-х-50-х, в этот – тоже попросили поностальгировать: нужны-де истории о Венере, «покрытой болотами, безграничными океанами, зловонными джунглями с венерианцами, иной разумной расой, пригодной для контакта». Практически одинаковая задача вызвала подобные же решения, но выполненные с куда меньшим пылом. Взять хотя бы Майка РЕЗНИКА: венерианский рассказ «Камень бога Венеры» о двух партнерах-наемниках-авантюристах Марке Аврелии Скорпио и четвероногом Мерлине сделан по тому же клише, что и марсианский «В гробнице владык Марса», но будет куда пожиже: в первом хоть какой-то юмор проявляется. То же самое произошло с Джо Р.ЛАНСДЭЙЛОМ: его венерианский рассказ «Повелитель лесных демонов» – по существу лишь пересказ в несколько иных реалиях «Принцессы Марса» Эдгара Берроуза. Аллен М. СТИЛЛ шаблонен в обеих антологиях: напористые земляне и страдающие от их назойливости аборигены (неважно даже откуда они – «жабоголовые» венериане или похожие на бедуинов худые и длинные марсиане), но почему-то именно с его работ начинаются оба сборника. Не блещет оригинальностью и Мэтью ХЬЮЗ: марсианский «Гадкий утенок» – это парафраз брэдбериевского «И по-прежнему лучами серебрит простор луна...», а в венерианском «Гривз и Вечерняя звезда» взят за образец «Дживс и Вустер» Вудзауза, где третьим главным героем выступает любитель тритонов а-ля Гасси Финк-Ноттл. В сравнении с этой посредственностью как глоток свежего воздуха выделяется классическим построением «science fiction» «На дне каньона Клеопатры» Дэвида БРИНА с венерианскими подводными куполами, которую в другой антологии даже бы не отметил как что-то особенное. Но как всегда хорош Йен МАКДОНАЛЬД. Его стилистически изощренная «Botanica Veneris: Тринадцать бумажных узоров Иды, графини Ратангана» – изящна как цикл японских гравюр «53 станции дороги Токайдо».