К 150-летию великого русского писателя столичное издательство «Синдбад» выпустило в свет книгу известного канадского исследователя Пьера-Луи ГАНЬОНА «Исчезновения Ивана Бунина» (16+; 2020 год; 208 стр.; тир. 2000 экз.).
Как анонсирует издательство, это политический триллер, основанный на реальных событиях. Книга переносит читателя в холодную зиму 1932-33 годов, когда Нобелевский комитет по литературе делает выбор между Максимом Горьким и Иваном Буниным. За Горьким – политическая мощь и посол СССР в Швеции Александра Коллонтай. За Буниным – только его книги. И вот в разгар этой борьбы Иван Бунин внезапно исчезает… Книжная обложка иллюстрирована фрагментом портрета работы Владимира Россинского (1915 год).
«Грас, декабрь 1932. Поколесив по окрестностям Канн, в начале 1920-х Иван Бунин поселился в городке Грасе, на вилле «Бельведер». Обычно зиму он проводил в Париже, где кипела культурная жизнь, но в конце декабря 1932 года предпочел остаться в Провансе, посвятив все силы творчеству.
По мнению его супруги, писательницы и переводчицы Веры Муромцевой, в Грасе было все для удобной жизни: море, горы, мягкий, напоенный волшебными ароматами воздух, пышная природа, а во всегда оживленном старом квартале был еще и кинотеатр.
Бунин, бесконечно дороживший образом прежней России, понимал, что его приверженность традиционным ценностям не вписывается в контекст современности. Вышедшие из лона революции творцы новой пролетарской культуры подвергали остракизму тех, кто воспевал прошлое, вытесняя их на обочину культурной жизни.
Отныне русским писателям предписывалось принимать активное участие в деле радикального обновления общества. Таких грандиозных культурных проектов история еще не знала. В понимании Сталина вся страна должна была засучить рукава, для чего требовалась беспрецедентная мобилизация людских ресурсов.
По приказу ОГПУ закрылись сотни газет и издательств, неугодным авторам заткнули рты. С приходом к власти Сталина литературная жизнь Москвы и других крупных городов еще больше осложнилась. Бунина огорчали новости, приходившие из его любимой России. Он недовольно ворчал и на чем свет стоит костерил нового красного царя, вознамерившегося стереть из памяти народной славную историю дореволюционной России» (пер. на русс. изд-ва «Синдбад»).
16+