Вышло в свет четырехтомное собрание сочинений Иосифа БРОДСКОГО (1940–1996), приуроченное к юбилею поэта (СПб.; издательство: Азбука; АЗБУКА; 2025 год; 528 стр.; тираж 3000 экз.; 18+).
В четырехтомник вошли шесть поэтических сборников, увидевших свет в американском издательстве «Ардис» («Остановка в пустыне», «Конец прекрасной эпохи», «Часть речи», «Новые стансы к Августе», «Урания» и «Пейзаж с наводнением»), сборники прозы «Меньше единицы» и «О скорби и разуме», а также эссе «Набережная Неисцелимых». Основанный на авторских составах, этот четырехтомник включает в себя основной корпус творческого наследия великого поэта.
Поэт, прозаик, переводчик Евгений РЕЙН в беседе с журналистом (old.oblgazeta.ru; 25.01.2016) так описывал момент знакомства с Иосифом Александровичем, которое состоялось на дружеских посиделках на самой окраине Ленинграда:
«Там всегда кто-то был. Молодые поэты, писатели, девушки. Все выпивали и закусывали. И как-то раз я поехал знакомиться с какими-то людьми. Приезжаю, а прямо с порога хозяин мне говорит: «Тут один молодой поэт не дает нам веселиться и все время читает свои стихи». Я попросил нас познакомить, а хозяин попросил меня отговорить его писать. Помню, что ко мне вышел худой, рыжеватый, застенчивый парень – это и был будущий лауреат Нобелевской премии! Я сказал ему, чтобы приезжал ко мне домой читать свои стихи. На следующий день он приехал и прочитал свои произведения. Мне они не понравились… Потом он уехал в геологическую экспедицию в Якутию и я его увидел через полгода: тогда он привез уже совершенно иные стихи. Однако свои стихотворения я ему не читал. Ну еще бы! Я тогда был мэтр! (смеется)».
Евгений был старше Иосифа на пять лет. В интервью он так описывал знакомство Иосифа с Ахматовой:
«С Ахматовой его точно познакомил я. Дело в том, что моя тетка знала Анну Андреевну и познакомила меня с ней в 11 лет. Меня привели в гостиницу «Бристоль» и объяснили, кого я увижу. Кстати, потом, через десять лет, когда я оказался у Ахматовой вновь, она вспомнила эту встречу – у нее была феноменальная память! Так вот, есть такое местечко под Петербургом – Комарово. Там у Ахматовой была маленькая дача. И я решил познакомить Иосифа с ней. Когда мы шли к Анне Андреевне, он был очень удивлен – думал, что Ахматова умерла еще до революции. В то лето мы много времени проводили у нее. Бродский читал свои стихи, я – свои. Мы стали близкими друзьями».
В книге Соломона ВОЛКОВА «Диалоги с Бродским» есть такие слова:
«Моим главным учителем был Рейн. Это человек, чье мнение мне до сих пор важно и дорого».



