Московское издательство КоЛибри; Азбука-Аттикус выпустило в свет книгу Александра ШИРВИНДТА «Отрывки из обрывков» (2022 год; 208 стр.; тираж 15000 экз.; 16+).
Как рекомендует свою книгу автор, «жанр: ироничная исповедальность. С одной стороны снижает уровень глупости и инфантильности, с другой – амнистирует случайную смелость». В новой книге «Отрывки из обрывков», написанной в разгар пандемии, актер и режиссер Александр ШИРВИНДТ рассуждает об актуальных для всех нас вопросах – коронавирусе и самоизоляции, семье и друзьях, футболе и успехах российской сборной на Олимпиаде. И конечно, о театре.
«Происходит становление гибели великого русского репертуарного театра. Он судорожно кончается под ударами менеджеров и коммерсантов. Я думаю, что будет стационарная антреприза. Антрепризы въедут в здания театров, где нет ни художественного лидера, ни режиссера, а есть замечательные продюсеры (замечу, что и сейчас существуют хорошие антрепризы и жуткие репертуарные театры, но все перемешано).Эмбрион этого движения уже имеется. Прекрасно обходятся без худруков Владимир Урин, Владимир Тартаковский и недавно примкнувший к ним Марк Варшавер. Я не удивлюсь, если через какое-то время, совершенно правомочно, Ленком станет не «Ленкомом Марка Захарова», а «Ленкомом Марков Захарова и Варшавера».
Может быть, наступает новая эпоха зрелищ? Во всяком случае убить театр невозможно, – утверждает ШИРВИНДТ. «И никогда не надо стесняться почитать кого-нибудь из классиков. Например, ту же чеховскую «Чайку». «Нужны новые формы!» – кричал Треплев, а Тригорин в моем, по мнению критиков, довольно приличном исполнении в спектакле Анатолия Эфроса скептически мудро и вяло говорил: «Все было, было, было». Все было».
Автор вспоминает учебу в школе и преподавание в Театральном институте имени Щукина, работу над спектаклями и съемки. И с удовольствием иронизирует: «Недавно один артист новой волны – они все очень худые, лысые и хорошо двигаются – сказал, что уже не может слышать о системе Станиславского, что это архаизм, а сейчас другая эстетика, другой театр. И я понимаю, что он искренен. Михаил Кедров ставил во МХАТе «Плоды просвещения» около шести лет. Может, это перебор, но был гениальный спектакль. Сейчас в течение месяца делается шлягер. Действительно, зачем тогда это «Не верю!»? Совершенно никому не нужный Станиславский».