Мне постоянно кажется, что мы платим слишком большую цену не за тот товар.
Евгений ФИЛЕНКО
Эпицентр
М.: Престиж Бук, 2019 год. Серия: Ретробиблиотека приключений и научной фантастики. – 368 стр.
«Эпицентр» – третий роман цикла «Галактический консул». Построен он так же: флэшбэки о случившемся на разных планетах с ксенологом Константином Кратовым перемежаются интерлюдиями на Земле, где он пытается разобраться в своем прошлом. Эти его метания по родной планете в поисках себя и попытках понять, что же тогда – давно – произошло и изменило его, имеют свою интригу, которая, надо полагать, разрешится в одной из будущих частей цикла.
Как и в первых двух романах, главки-истории в основном строятся на том, что ксенологи (по сути – те же дипломаты) все никак не могут принять решения: «Не работа, а сплошная оглядка. Как бы кому хвост не прищемить», потом появляется Кратов и начинает действовать. Как, например, на планете Церус: пока ситуацию обсуждают на совете 82 члена Галактического Братства, состоявшего из десятков непохожих друг на друга разумных существ, Кратов уничтожает предмет обсуждения. Не зря же в среде ксенологов постоянно упоминается его теоретическая работа «Методика трансактивного взаимодействия при спонтанных преконтактных связях».
Большая часть флэшбэков была написана как самостоятельные произведения в середине 80-х (возможно, даже раньше главок «Гребня волны»), а все интерлюдии – во второй половине 90-х. И это совершенно разные Евгении ФИЛЕНКО. Истории-вкладки односложны и плоски. Взять хотя бы «Злые птицы» о попытке контакта с разумными птицами с планеты Альбина. Они вроде бы не против контакта, но их расшифрованные послания говорят, что если земной корабль начнет опускаться на их планету, он будет уничтожен. И это действительно произошло. А потом выясняется, что у планеты есть одна природная особенность. Достаточно шаблонный научно-фантастический рассказ, без особой глубины и написанный на полном серьезе. В конце «Эпицентра» Кратов встречается с астрархом, способным создавать миры, и тот соглашается ему помочь при одном условии: «Все, что в моих, силах», –произнес Кратов, клятвенно поднимая правую руку. «Обещай мне никогда не быть таким серьезным, братик», – хихикнул астрарх Лунный Ткач. Надо полагать, это совет более позднего ФИЛЕНКО раннему. Еще не читал, но подозреваю, что в следующем романе «Блудные братья» автор последует этому совету. И окажется прав.