Про музыку и смыслы.
16 +
Антонио МОЛИНА
Зима в Лиссабоне
Пер. с исп.
СПб.: Издательство Polyandria NoAge, 2021 год. – 287 стр.
Тираж 5000 экз.
«Зима в Лиссабоне» – один из самых известных романов Антонио Муньоса МОЛИНЫ, признанного классика современной испанской литературы. Когда встречаешься с названием этой книги, воображение тут же уносит в далекие таинственные края, хотя до Лиссабона на самолете всего-то несколько часов. Но такова магия самого этого города. «Прошло почти два года со времени нашей последней встречи с Сантьяго Биральбо, но, встретившись вновь – глубокой ночью за стойкой бара «Метрополитано», – мы поприветствовали друг друга так буднично, словно только накануне выпивали вместе, и не в Мадриде, а в Сан-Себастьяне, в баре Флоро Блума, где Биральбо играл долгое время. Теперь он играл в «Метрополитано», вместе с чернокожим контрабасистом и очень нервным молоденьким французом-ударником по имени Баби, во внешности которого сквозило что-то скандинавское. Группа называлась «Джакомо Долфин трио»; тогда я еще не знал, что Биральбо сменил имя и Джакомо Долфин – не звучный сценический псевдоним пианиста, а то, что значится теперь в его паспорте. Еще не видя Биральбо, я почти узнал его по манере игры. Он играл так, словно не прилагал к этому ни малейшего усилия, будто звучавшая музыка не имела к нему никакого отношения» (перевод Александры Горбовой). Что невольно вспоминаешь, прочитав этот фрагмент? Правильно, Касабланку. МОЛИНА – лауреат многих литературных наград, в том числе Иерусалимской премии, присуждаемой авторам, которые отстаивают своим творчеством свободу личности в обществе. Среди них также Бертран Рассел, Макс Фриш, Грэм Грин, Милан Кундера, Артур Миллер, Иэн Макьюэн. Как утверждают издатели, в этой книге, построенной на тонкой, почти бодлеровской игре символов, сочетаются драматический сюжет, детективная интрига и пронзительная любовная линия. Причудливые синтаксические конструкции, где слова нанизаны друг на друга, словно только что рожденные звуки под пальцами саксофониста, отсылают читателя к джазовой стилистике – а музыка и кино здесь дополняют и оттеняют смыслы.