Издательство «СЛОВО/SLOVO» выпустило книгу Андрея ИВАНОВА «Архитектура без архитектора. Вернакулярные районы городов мира» (2023 год; 320 стр.; тир. не ук.).
ИВАНОВ – архитектор, урбанист, исследователь. Эксперт по проблемам сохранения исторической городской среды. Автор книг «Две Гоголя. Срединные улицы позднеимперского города (Одесса/Баку)», «Иереван. Этюды о духе места», «ГюмрИ. Вернакуляр черного туфа».
Это первая, как утверждают издатели, книга на русском языке о вернакулярной архитектуре – стихийной застройке исторических районов. В своей новой книге на примерах исторических кварталов городов Западной Европы и постсоветского пространства автор рассказывает о таком культурном феномене, как архитектурный вернакуляр (застройка, выполненная в местных традициях, но без участия профессиональных архитекторов), противопоставляя его всему государственному, девелоперскому, спущенному сверху.
«Странам, богатым разнообразной вернакулярной архитектурой, невероятно повезло в современном мире. Вернакуляр увеличивает сложность, гетерогенность, полифоничность их культурного ландшафта и, более того, повышает их устойчивость в условиях нарастающей нестабильности. В книге я приведу примеры живого вернакуляра из Бельгии, Германии, Греции, Португалии, Швеции, Финляндии и упомяну об опыте Австрии, Норвегии, Швейцарии и некоторых других стран, признавших исторический вернакуляр своим национальным достоянием, стратегическим преимуществом и всячески поощряющих его сохранение, воспроизводство и обновление», – предваряет книгу Андрей ИВАНОВ. В ней содержатся более 240 цветных иллюстраций, в том числе репродукции картин, редкие архивные фотографии и сделанные автором снимки.
«Но во многих случаях это уникальное наследие не осознается как ценность и поддерживается лишь усилиями консервационистов-подвижников, отдельных мастеров и градозащитников. Такое положение дел наблюдается в большинстве государств постсоветского пространства, что подтверждают приведенные в книге примеры из Армении, Грузии, Киргизии, России. Властям, многим архитекторам, значительной части населения этих стран изначально присущ либо намеренно внушен агрессивно-антивернакулярный взгляд на город и мир. Понимание архитектуры как высокого, элитарного, демиургического искусства исключает признание каких-либо достоинств за «низким» вернакуляром», – сетует Андрей Владимирович. Его текст, как подчеркивают издатели, – своеобразная ода человеку-творцу и тому, что он способен создать собственными руками, не потеряв свободы и индивидуальности, невзирая на давление внешнего мира.