Издательство Эксмо, БОМБОРА выпустило книгу «История отечественного кино» (М.; 2024 год; 160 стр.; тираж 2000 экз.).
Изюмина в том, что Кинопоиск, Букмейт и Бомбора объединились ради Истории отечественного кино. На Кинопоиске регулярно выходят толковые видеоэссе. Один из таких доксериалов превратился в полноценную книгу.
«Когда мы думаем о советском кино, какие фильмы приходят на ум в первую очередь? «Ирония судьбы», «Покровские ворота», «Иван Васильевич меняет профессию». Почти весь золотой фонд отечественного кино подарила нам эпоха застоя, период с конца шестидесятых до середины восьмидесятых годов, когда то ли стабильность, то ли постепенное тление захватили и политику, и экономику, и общественную жизнь. Именно в эти годы снято большинство самых популярных советских фильмов, которые мы помним и любим до сих пор. Вместе с расцветом коммерческих жанров создают свои шедевры и режиссеры авторского кино – от Андрея Тарковского до Ларисы Шепитько».
Книга состоит из семи глав, каждая из которых исследует важнейшие фильмы, авторов и темы семи исторических эпох: «От рождения до революции», «Киноавангард», «Кино сталинской эпохи», «Оттепель», «Застойное кино», «Перестройка и 90-е», «Российское кино».
«В эпоху застоя с экранов практически исчезли цельные и однозначные характеры. На смену молодым отважным геологам оттепельного кино пришли сорокалетние конторские служащие, не способные хоть на что-нибудь решиться. Поведение этих новых героев диктуется не возвышенными идеалами, а, скорее, суммой повседневных обстоятельств. Именно обстоятельства, на которые толком нельзя повлиять, и становятся для героев символическим антагонистом. Типичный кинообраз этого периода – интеллигентный мужчина средних лет, у которого, казалось бы, есть все, что нужно для счастья: работа, квартира, семья, друзья. Однако он все равно чувствует себя глубоко несчастным, живущим будто не свою жизнь. Запутавшийся в мелкой лжи, отношениях с любимыми женщинами и в быте, герой пытается разными способами вырваться из удушающего экзистенциального кризиса: бунтует, ведет себя как неуемный подросток или даже пытается покончить жизнь самоубийством. Но в итоге все равно возвращается на еще один круг все того же бессмысленного существования. Любой бунт против реальности здесь заранее обречен на провал. Как раз такого героя играли Олег Басилашвили в «Осеннем марафоне», Олег Даль в «Отпуске в сентябре», Олег Янковский в «Полетах во сне и наяву», – напоминают читателю авторы Кинопоиска.