Конкурс по выбору управляющих организаций для дома в Омске выиграла курская компания, но на дом так и не зашла.
11 октября в пресс-центре «МКР-Медиа» обсудили первый месяц отопительного сезона. На пресс-конференцию приглашали представителей министерства энергетики и ЖКК Омской области, администрации Омска, управляющих компаний, АО «Омск РТС», а также депутатов. В итоге тему раскрывали двое – директор НП «ЖКХ Контроль» и председатель совета многоквартирного дома, остальные не пришли.
Пополнение
Ввиду отсутствия органов власти, отвечающих за подготовку и прохождение рано стартовавшего в 2021 году отопительного периода, его промежуточные итоги подвела Мария ЗАЗДРАВНЫХ (на фото), заместитель исполнительного директора регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ по Омской области НП «ЖКХ Контроль»:
– Судебная практика внесла свои коррективы и управляющие компании, у которых срок действия договора с многоквартирными домами закончился, в случаях, кода они не хотели пролонгировать договор, могли в любой момент уйти с дома. В результате очень многие дома получили уведомления, что их больше никто не обслуживает и они попали в статус брошенных – и попали они туда еще весной или в начале лета. Частично подготовку к зиме УК в этих домах сделали, а частично дома были оставлены на произвол судьбы. Надо отметить, что все те механизмы, которые были прописаны ранее, о назначении УК органом местного самоуправления или выборе по конкурсу УК для многоквартирных домов – все они увенчались неудачами в этом году.
Спикер сообщила, что ситуации, когда компании так легко бросали многоквартирные дома, – это практика 2021 года, его особенность. Сегодня брошенными являются несколько сотен многоквартирных домов Омска. Назвать точную цифру Мария ЗАЗДРАВНЫХ не смогла, потому что количество таких домов постоянно меняется, и добавила, что раньше в подобных случаях действовал алгоритм, более щадящий нервы собственников благоустроенного жилья:
– Раньше УК даже если уведомляли собственников, что уходят с дома, то в силу ч. 3 ст. 200 ЖК РФ они продолжали им управлять до тех пор, пока не будет назначена или по конкурсу выбрана другая УК. Или до тех пор, пока собственники сами не выберут другую компанию и не реализуют этот способ. То есть пока дом не будет включен в реестр лицензии другой УК. До этих пор дом обслуживался – УК оставляли его на трех-четырех услугах, куда входило аварийно-диспетчерское обслуживание. В аварийной ситуации собственника ставили в известность, что необходимо произвести ремонт такого-то участка и это будет стоить столько-то, но сами ремонтные не выполнялись. Собственник потом обязан был со всеми собственниками переговорить и решить эту проблему. Сейчас такого нет. В большинстве случаев УК не готовы к заключению договора на аварийно-диспетчерское обслуживание с теми домами, которые они бросают.
Вопреки стереотипам
Есть еще одна отличительная особенность ситуации, складывающейся в 2021 году с брошенными домами. На ней также акцентировала внимание немногочисленных слушателей руководитель НП «ЖКХ Контроль» – количество брошенных управляющими организациями многоквартирных домов стало прирастать неаварийными объектами, и с такой проблемой ей в работе пришлось столкнуться впервые:
– В список брошенных домов сегодня включаются и аварийные, и неаварийные дома. То есть брошенным дом может стать вне зависимости от того, в каком он состоянии, и это печально. Мы-то в аварийном центре все время думали, что брошенными являются дома аварийные, а оказалось, что таковыми сейчас являются также дома, которые хотят жить лучше, но в какой-то момент времени не находят общего языка с действующей на доме УК. Это тоже стало очевидно в этом году.
Рассказала Мария ЗАЗДРАВНЫХ и о причинах безрадостной тенденции:
– На работе управляющих организаций сказалась ковидная ситуация: рабочего персонала не становится больше, молодежь не идет активно в ЖКХ на рабочие специальности – сантехниками, электриками. Работать особо некому, т. е. штат сокращается, часть домов, которые были способны перейти в более хорошие, по их мнению, УК, ушли, и в результате управляющие организации начали бросать те дома, которые невыгодны. Те дома, в которых меньше 30 квартир, с удовольствием переходят на непосредственное управление, а у тех, в которых больше 30 квартир, ситуация критичная, они не могут просто так заключить договор с обслуживающей организацией, и им нужно именно выбрать способ управления или назначить УК, выбрать по конкурсу – это работа муниципалитета, на которую уходит время, которого нет. В доме не может ничего не ломаться. Именно поэтому этот отопительный сезон стартовал с такими проблемами – был рост именно таких брошенных домов, которые официально не признаны аварийными с численностью квартир больше 30.
Подмога из Курска
Точное количество брошенных домов сегодня сложно подсчитать еще и потому, что часть из них официально имеет управляющую организацию, которая никак эти дома не обслуживает, представителей которых в них ни разу не видели.
Как это получается? Просто сегодня за управление брошенными домами нет конкуренции, и выиграть торги за право осуществлять их обслуживание не так сложно. В этом году заявка на участие в муниципальных конкурсах по управлению бесхозяйными многоквартирными домами Омска поступила от организации из Курска – ООО «Домрус50», и она выиграла торги.
Живой пример
О том, как складывались отношения одного из неаварийных, но брошенных домов Омска с этой и другими УК, на пресс-конференции рассказала председатель совета дома на ул. Маркса 43а, корпус 1 Елена МЕЛЬНИКОВА.
Ее дом сменил несколько УК, работавших с разной эффективностью. С какого-то времени его передали «Омскому ЖКХ». С тех пор у собственников квартир одни проблемы. УК не вышла на дом, ее руководство не изъявило желания общаться с людьми. У жилого здания аварийная крыша, вода с которой протекает в электрощиты, попадает на проводку, из-за чего жители регулярно попадают в опасные для жизни ситуации. Все свои проблемы они решают самостоятельно. Многочисленные обращения в администрации Омска и Центрального округа, в Министерство энергетики и ЖКК региона и даже в МСЧ России ничем не помогли – люди сами или за свой счет занимались даже подготовкой дома к зиме.
Недавно муниципалитет провел конкурс по выбору управляющих организаций для брошенных домов, в том числе для дома Елены МЕЛЬНИКОВОЙ. Эти торги выиграло курское ООО «Домрус50». Но поскольку ООО «УК «Омское ЖКХ» не исключило адрес дома из лицензии, курской организации отказали в его включении в их лицензию. Елена созвонилась с представителем «Домрус50» и, пообщавшись с ним, пришла к выводу, что организацию интересует только вывод денег со счета дома, и доверия она не заслуживает:
– Я просила, предоставьте мне документы, кто учредитель компании, кто руководитель, но он не назвал своей фамилии и не предоставил ни одного документа. И такая компания допускается на торги? Столько домов становятся заложниками ситуации. Кто контролирует это? Зачем так делать – и без того проблемные дома подставлять и разрушать еще дальше? У нас кто-то в этом заинтересован? Нашему дому всего 27 лет, он находится в центре города, рядом с нами дома, которым 60 и более лет, но они в лучшем состоянии. Мы кричим на каждом углу о создавшейся ситуации, но никто ничего не делает.
Ситуацию с этим домом и другими аналогичными объектами прокомментировала Мария ЗАЗДРАВНЫХ:
– Курская УК не смогла подать документы о включении ряда домов в реестр лицензий. При этом она продолжает выигрывать конкурсы на омские дома, но на них не заходит. Почему? Причина не известна. При этом механизм в законодательстве очень интересный – он не прописывает, что органам местного самоуправления делать в этом случае. УК предоставила обеспечение, подписанный со своей стороны договор организатору конкурса, но к собственникам она не вышла, не предоставила договор, не предложила подписать, не написала номер аварийно-диспетчерской службы на доске объявлений в подъездах, не сказала, когда приступит к процессу управления, и дома фактически зависли. Непонятно, кто их должен был готовить к отопительному сезону. В большинстве случаев они у регионального центра просили помощи, куда обращаться. Собственники фактически сами искали компании, которые подготовят их к зиме, но, к сожалению, ни одна не откликнулась.
Выходы
Самой острой проблемой брошенных домов на сегодня является аварийное обслуживание. Поэтому в критической ситуация жизнь жильцов таких МКД может оказаться в реальной опасности.
По словам Марии ЗАЗДРАВНЫХ, в многоквартирных домах Омской области нет проблемы с таким обслуживанием – потому что там содержанием жилья занимаются не УК, а теплоснабжающие организации:
– В районах области содержание домов обычно берут на себя теплоснабжающие организации, и они заинтересованы в подготовке к зиме, которая в районах сводится в основном к узлам учета – не всегда это узлы управления тепловой энергией. То есть там обычно все дома имеют теплосчетчики и ресурсники заинтересованы в том, чтобы все было сделано, как надо, т. е. там к этому вопросу более человечно и ответственно подходят именно ресурсоснабжающие организации. У нас же теплоснабжающих организаций очень много, но нет гарантированного поставщика. Поэтому мы с вами не можем сказать, что тепловики могут занять нишу аварийно-диспетчерского обслуживания. Но если бы, например, на уровне города было соглашение, что если по брошенным домам поступает заявка или если поступившая заявка не исполняется УК, то ЕДДС за отдельную плату привлекает на устранение этих ситуаций ресурсоснабжающую организацию – не только теплоснабжающую, но и Омскводоканал, и др. Но это надо будет упорядочить – решить, кто и как будет начислять эту плату, кто будет ее выставлять. И здесь должен быть компромисс, чтобы это было выгодно ресурсникам, – разработать таковой должны администрация города и профильное министерство. Проблема в том, что у нас нет Единого расчетного кассового центра, который мог бы доначислять плату за аварийное обслуживание.
НП «ЖКХ Контроль» вместе с представителями брошенных домов внесли на федеральном уровне такое предложение, чтобы имелся некий регламент взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями именно по части режима аварийного обслуживания, но «пока все спустили вниз».
Мария ЗАЗДРАВНЫХ привела в пример ситуацию в Новосибирске, где грамотно решили проблему аварийно-диспетчерского обслуживания. Там создали компанию, которая взяла на себя функцию диспетчеризации всех заявок по жилищно-коммунальным услугам:
– Эта компания сначала заключила договор с управляющими компаниями, потом присоединились ТСЖ, а при запуске системы обращения с ТКО они подписали соглашение с профильным региональным министерством о том, что они принимают все заявки на некачественный вывоз мусора по всей Новосибирской области. На сегодня система у них четко выстроена, у них есть вся информация о заявках, их исполнении, плюс фото, координаты всех исполнителей. Исполнителям оперативно передается вся информация о заявках, а те отчитываются перед диспетчером о выполнении. Диспетчер, как это и положено, отзванивается потребителю, спрашивает, все ли хорошо. Это норма жизни. Эта компания решила в Новосибирске массу проблем. Как в свое время решал и решает в некоторых регионах эту проблему Единый расчетно-кассовый центр. Он позволяет видеть всю статистику по заявкам, кто исполняет, кто не исполняет, реагировать и в процессе контроля видеть и включаться администрации города. Может ли наша система ЕДДС так модернизироваться? Может, но не забывайте, что мы платим за аварийно-диспетчерское обслуживание в нашу УК. И тогда ЕДДС должна быть преобразована в какое-то казенное учреждение или муниципальное учреждение, которое будет эту функцию выполнять за плату вместо УК и ТСЖ. Было бы хорошо, чтобы ЕДДС отзванивалась и уточняла, плюс ко всему она автоматически оперативно будет собирать информацию для контроля органа местного самоуправления и министерства. Тогда можно было бы с уверенностью сказать, что ни одна из аварийных заявок, которые есть на брошенных домах, не превратится сразу в ЧС, а там на самом деле очень короткий период между порывами в системе отопления и основаниями для признания ЧС на доме.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 20 октября 2021 года.