На показе своего нового фильма европейский режиссер говорил о политике, работе с российскими актерами и перспективе постановки спектакля в Омске
3 августа в кинотеатре "Маяковский" прошел эксклюзивный показ фильма знаменитого польского кино- и театрального режиссера Кшиштофа ЗАНУССИ "Инородное тело" (совместное производство Польши, Италии и России). В своей новой картине ЗАНУССИ исследует греховность современного общества, сталкивая лбами корпоративную культуру и католическую добродетель. Режиссер остается верен себе и однажды избранным им правилам христианской морали. Во время съемок фильма он встретил серьезное противодействие представительниц феминистского движения, посчитавших оскорбительным, что главная героиня, успешная бизнес-вумен, показана женщиной, забывшей свое главное предназначение. Таким образом, работа затормозилась на год.
Кшиштоф ЗАНУССИ приезжает в Омск не впервые — восемь лет назад он был здесь на фестивале "Молодые театры России". Но об этом, похоже, не помнят ни организаторы его нынешнего приезда, ни сам пан Кшиштоф, который в свои 76 передвигается по миру весьма активно.
Перед показом фильма "Инородное тело" состоялась пресс-конференция, на которой несколько вопросов мэтру европейского театра и кинематографа удалось задать и корреспонденту KVnews.
— Пан Кшиштоф, как вам, человеку мира, живется сейчас в условиях санкций? Сложно ли было приехать в Россию?
— Да, политическая обстановка сейчас не очень приятная и удобная, но я не отказываюсь от контактов с Россией. Я думаю, роль людей искусства всегда была в том, чтобы строить мосты. Мои предки, кстати, этим и занимались – строили мосты для железных дорог. И мне осталось делать то же самое, только в метафорическом смысле. Мои друзья в России остались моими друзьями, хотя и между ними уже появились какие-то разлады, споры по поводу того, что происходит сегодня. Я уважаю польские власти – это мои демократически избранные власти, и их право – принимать то или иное решение. Хотя все решения нашего правительства сейчас не самостоятельны, они согласовываются с Евросоюзом. А мое право гражданина – поддерживать мои внешние контакты, что я и делаю. Месяц назад, правда, случилась неприятность. Российское посольство в Варшаве дало мне "негодную визу", — не поверю, что ошибочно, — и я не смог поехать в Читу. Но это все маленькие жесты маленьких чиновников, которые думают, что они делают большую политику. Из-за них не стоит обижаться на всю страну.
— В прошлом году вы были на кинофестивале "Европейский экспресс" в Киеве. Как вы оцениваете ситуацию в Украине?
— Там была только моя картина, я сам не присутствовал. Но я езжу в Киев по другому поводу – я там преподаю. В Украине сейчас идет очень трудный процесс. Там формируется сознание нации, которое в такой сильной форме, как сейчас, раньше не проявлялось.
— В вашем фильме "Инородное тело" снимались российские актеры. Расскажите о них, пожалуйста.
— В этой картине есть двое важных для меня актеров. Во-первых, Чулпан ХАМАТОВА, которая очень мне нравится. У нее небольшая роль, и это честь для меня, что она согласилась. Она снималась на английском языке, просто была такая необходимость. Миша ЕФРЕМОВ – это то, что называется камео, он появляется только на один момент. Но это дружеский жест с его стороны. Потому что я пригласил Мишу первый раз на главную роль во МХАТе в 1991 году (спектакль "Чайка"). Тогда руководителем театра был его отец, но он совсем не продвигал его. А я глубоко поверил в его талант и, кажется, не ошибся. Миша это доказал, став очень снимаемым актером.
— Вы часто ставите спектакли в городах России, недавно ставили в Новосибирске – это совсем рядом. Не планируете сделать постановку в каком-нибудь омском театре?
— Если получу приглашение, буду об этом думать. Я не против, но инициатива должна исходить от хозяев. Только у меня есть условие: актеры должны поехать ко мне. Я теперь работаю так: я приглашаю актеров, они живут у меня дома, репетируют. Потом мы приезжаем и где-то в течение пяти дней переносим спектакль на сцену, выпускаем премьеру. У меня есть свободное пространство, есть терпеливая жена, которая может накормить всех гостей и наших девятерых собак. А гостиницы мне уже надоели.
Справка:
Кшиштоф ЗАНУССИ родился 17 июня 1939 года в Варшаве (Польша). Кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Лауреат главного приза Венецианского кинофестиваля "Золотой лев" (1984), обладатель множества международных и национальных наград. Преподает в Высшей государственной школе кино, телевидения и театра, является профессором Силезского университета в Катовицах.
Наряду с работой в кино и на телевидении, поставил ряд театральных и оперных спектаклей в Польше, Украине, Германии, Италии, Франции, Швейцарии и России, Беларуси. В 2008 году осуществил постановку спектакля "Дуэт" по пьесе О. Эскина на сцене Новосибирского государственного драматического театра "Старый дом".
Наиболее известные фильмы: "Иллюминация" (1973, главная премия, призы ФИПРЕССИ и экуменического жюри на МКФ в Локарно-73), "Квартальный баланс" (1974), "Защитные цвета" (1976) "Спираль" (1978, премия экуменического жюри в Канне-78, специальный приз на МКФ в Чикаго), "Константа" (1980, приз за режиссуру на МКФ в Канне), "Императив" (1982, ФРГ — Франция, приз на МКФ в Венеции), "Год спокойного солнца" (1984, Польша — Западный Берлин — США, главная премия на МКФ в Венеции), "Брат нашего Бога" (1997), "Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем" (2000, Гран-при XXII Московского международного кинофестиваля).
Полную версию интервью читайте в газете "Коммерческие вести" от 12 августа 2015 года
Фото © Алексей ОЗЕРОВ