Аудиторы КСП Омской области отчитались перед депутатами Заксобрания о проверках в УДХБ и департаменте городского хозяйства омской мэрии
Отчет о проверке использования выделенных в 2016 году на ремонт омских дорог бюджетных средств областные депутаты обсудили 19 октября на очередном заседании комитета по экономической политике и инвестициям Законодательного собрания Омской области. Результат проверок оказался вполне предсказуем. Качество ремонтов далеко не всегда хорошее, часть оплаченных объемов завышена, подрядчики использовали большегрузную технику, которая разрушает дороги, а мэрия не спешит предъявлять дорожникам претензии в рамках исполнения гарантийных обязательств.
Как рассказал аудитор КСП Вячеслав КЛЮСТЕР, проверки в департаменте городского хозяйства мэрии и в бюджетном учреждении города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» проводились за период с 1 января по 31 декабря 2016 года. За это время омский муниципалитет получил из областного бюджета субсидий на капитальный ремонт дорог в объеме 737,78 млн рублей. Еще 39,12 млн рублей добавил на эти же цели городской бюджет. В общей сложности на ремонты дорог из всех бюджетов власти потратили 776,91 млн рублей, и на эти деньги с июля по ноябрь 2016 года дорожники в два приема отремонтировали 29 самых разбитых участков омских улиц.
Вопросы у аудиторов возникли сразу. Указанные городом в заявках участки дорог, планируемые к ремонту, оказались существенно больше, чем площадь дорог, указанная в их технических паспортах. К примеру, на улице Машиностроительной (от улицы Новокирпичной до гипермаркета Metro по Черлакскому тракту) предусматривалось снятие старого асфальтобетонного покрытия и укладка нового на площади в 29,9 тысячи кв. метров, а по техпаспорту площадь всей улицы Машиностроительной – 21,3 тысячи кв. метров. Стали разбираться, и выяснилось, что в этот же локальный сметный расчет на ремонт Машиностроительной городские власти впихнули ремонт покрытия на участке дороги от виадука до улицы Гашека.
Несоответствия объемов аудиторы нашли и на улице Кирова (участок от Богдана Хмельницкого до улицы 15-я Рабочая). Заявкой предусмотрено снятие старого асфальта и укладка нового на площади в 44 тысячи «квадратов», хотя по паспорту площадь всей проезжей части улицы Кирова от Богдана Хмельницкого и до Барабинской с учетом всех съездов, примыканий, остановочных площадок составляет всего 42,7 тысячи квадратов. А при подготовке локальных смет на ремонт пр. Мира (от Красного пути до Нефтезаводской) все вышло ровно наоборот — специалисты мэрии ошиблись на 3 тысячи «квадратов» в сторону уменьшения, в результате денег на полный ремонт проезжей части по пр. Мира не хватило, поэтому отремонтировали дорогу только на участке до пр. Культуры.
– Данные факты указывают на низкое качество подготовки сметной документации, – резюмировал Вячеслав КЛЮСТЕР. — При проверке установлено завышение выполненных и оплаченных работ на сумму более 1 миллиона рублей, установлены различные нарушения, в том числе по качеству и срокам проведения работ. Плохо были организованы департаментом и контроль, и приемка выполненных работ.
В ходе контрольных мероприятий проверяющие проводили выборочные обмеры и визуальный осмотр на восьми отремонтированных в 2016 году участках дорог по улицам 22-го Апреля, Химиков, Лермонтова, Пушкина, Короленко, Чкалова, Машиностроительная, 3-я Енисейская. На улицах Химиков, Лермонтова и Пушкина за год «просели» решетки дождеприемников ливневой канализации и люки смотровых колодцев. На Химиков проверяющие увидели поперечные трещины на всем протяжении ремонтируемого участка, на улице 3-я Енисейская обнаружилась келейность, а на Машиностроительной — пучины и просадки в новеньком асфальте. По договору УДХБ обязано было сообщить об этих проблемах подрядчикам, а ООО Стройсервис», ООО «СибРос», ООО «РосСтройГрупп» должны в течение 4 лет по гарантии исправлять все свои недочеты, но заказчик почему-то не торопится выполнять свои обязанности.
Как показала проверка исполнительной документации и отчетов по строительному контролю, на некоторых отремонтированных дорогах толщины верхнего слоя асфальтобетонного покрытия не соответствуют проектным. На улице Кирова, к примеру, асфальт почти везде тоньше, чем нужно, а на некоторых участках отклонение от проектных параметров достигает 17%. А на улице 22-го Апреля толщина асфальта в некоторых местах меньше на 15%. При этом, судя по документам, работы на этих улицах приняты без замечаний и давно оплачены.
Проверили аудиторы и соответствие затрат на вывоз старого асфальта, снятого с ремонтируемых участков. Как выяснилось, расстояние, на которое вывозился асфальтовый лом (гранулят), существенно больше по документам, чем по факту. И общая сумма завышения затрат на перевозку оказалась весьма существенной – 495 тысяч рублей. Возмутили аудиторов и факты откровенного использования дорожниками большегрузной техники. ООО «РосСтройГрупп» и ООО «Стройсервис» использовали самосвалы, которые доставляли по 40 – 50 тонн асфальтобетонной смеси за один рейс, и никому до этого не было дела, хотя такая тяжелая техника, разрушающая покрытие дорог, может использоваться только по специальному разрешению, а владельцы большегрузных самосвалов обязаны возмещать бюджету вред, причиняемый омским дорогам.
Аудиторы отметили в своем отчете и неспешность города в деле предъявления исков к дорожникам, которые не уложились в договорные сроки. На улицах 5-я Северная и 22-го Апреля не справились со своими обязательствами ООО «Автодорсервис» и ООО «Строительная фирма «Континент», но претензий на оплату неустоек им почему-то не предъявлено.
В департаменте городского хозяйства с критикой аудиторов КСП соглашаются и объясняют, что проблемы и нарушения имели место в 2016 году из-за большого объема работ. По словам заместителя директора департамента Михаила ГОРЧАКОВА, все факты, установленные в ходе проверки, уже приняты во внимание, ошибки исправляются.
– Объем работ был выполнен очень большой, миллион квадратных метров покрытия отремонтировали, я это не в оправдание сейчас говорю, а в пояснение, – подчеркнул Михаил ГОРЧАКОВ.
Ранее статья была доступна в полном виде только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 25 октября 2017 года