«Подлежит охране».
Двадцать четвертого июля 1885 года в «Петербургской газете» появился рассказ «Злоумышленник», подписанный А. Чехонте. Мужика застали за отвинчиванием гайки, которой рельс прикрепляется к шпале. Нечесаный и босой, он не мог взять в толк, чего хочет судебный следователь. А следователь толковал про 1081-ю статью Уложения о наказаниях, согласно которой за всякое с умыслом учиненное повреждение железной дороги виновный приговаривается к ссылке в каторжные работы. «Чаво?» – придуривался мужичок, поясняя, что сколько уж лет всей деревней гайки отвинчивают – и хранил господь. А без грузила можно разве что ловить шилишпера, но он в тех реках не водится.
Третьего ноября 2022 года местное ТВ рассказало зрителю, как в Омске на днях судили граждан, подозреваемых в краже тех самых перил. Как сообщила корреспондентка ГТРК «Иртыш» Юлия КОМАРОВА, в прошлом сентябре некие злоумышленники пробрались в здание по адресу: Куйбышева, 48 под покровом ночи. Вынесли все, что представляло ценность. И главное, срезали и украли старинные перила парадной лестницы. Здание к тому времени находилось в аренде у екатеринбургской фирмы и в начале капремонта. В ходе суда потерпевшая сторона оценила стоимость перил чуть более 3 тысяч рублей
Можно предположить, какая беседа могла бы состояться с одним из подозреваемых в краже. Известный омский краевед Игорь КОНОВАЛОВ утверждал бы, что похищенное имущество в виде перил должно бы оцениваться как предмет декоративно-прикладного искусства, а это сотни тысяч рублей. На что ушлый омский мужичок заявил бы, что декорациями почтенный краевед мог бы заниматься в свое удовольствие и дальше, но если бы имущество имело какую-никакую приличную ценность, его бы охраняли.
— Дураком каким прикидывается! Точно вчера родился или с неба упал. Разве ты не понимаешь, глупая голова, к чему ведет это? – сказал бы краевед, повторяя слова из чеховского рассказа.
На что получил бы ответ, что сколько уж лет всей омской деревней срезают и отвинчивают все подряд, о чем исправно сообщает местная пресса.
«В Омске задержали подозреваемых в хищении шести тонн железнодорожных рельсов».
«Разобрали забор в центре Омска и сдали в пункт приема металла».
«Омич похитил трансформаторную будку и сдал ее на металлолом».
«Молодые омичи украли в пекарне 60 металлических форм и сдали их».
Бывает и вовсе с фантазией и огоньком:
«Омич украл светофор, чтобы использовать его в своей квартире».
Перил так и не нашли. И как сетовал полтора столетия назад критик Оболенский по поводу чеховского рассказа, «в самом деле, вглядитесь глубже в этого краеведа следователя и в этого мужика, ведь это два мира, оторванные от одной и той же жизни; оба русские, оба в существе не злые люди, и оба не понимают друг друга».
На здании висит табличка:
«Объект культурного наследия регионального значения (памятник). Здание бывшего городского 4-классного начального училища 1908 год. Подлежит государственной охране».
Ранее колонка была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 9 ноября 2022 года.