Театральный сезон завершился долгожданной премьерой – балетом П.И. ЧАЙКОВСКОГО «Лебединое озеро».
Оркестр разыгрывается «Имперским маршем», на суперзанавесе синеет ночной лес. После почти десятилетнего отсутствия «главного мирового балета» на омской сцене ждешь какой-то принципиально новой версии, может быть, даже чего-то провокационного, как это было в «Золушке». Хотя и постановщик, и исполнители в один голос утверждают: ничего авторского и новаторского, всё в канонах.
Главный балетмейстер Музыкального театра Надежда КАЛИНИНА действительно поставила классический балет. Небольшие вольности: чуть больше присутствия черных лебедей в четвертой картине, дополнительные нюансы в отдельных танцах и немножко нетрадиционный финал. Хотя за историю балета был и такой.
Подробные, при этом достаточно мобильные декорации, а также десятки самых разнообразных костюмов придуманы художником-постановщиком главным художником театра Сергеем НОВИКОВЫМ и созданы в цехах театра.
Почему-то, когда вспоминаешь постановку 1989 года, нынешний спектакль кажется «раскрашенным», как старый фильм. Очень много карамельных оттенков в костюмах кордебалета в первом действии, барочная роскошь и насыщенность красок – во втором. Конечно, старый балет не был черно-белым, просто, наверное, более строгим в гамме.
По роскоши оформления омичи следуют сейчас за Мариинкой, чей «большой стиль» признан эталоном. В Мариинском театре были заказаны и пачки для актрис, танцующих лебедей. Многие признаются, что уже забыли как их носить – работать больше доводилось в шопенках.
Чувствуется, что артисты балета забыли не только это. У большинства из них сложилась большая практика современного танца, а сейчас с полупальцев приходится вставать на пальцы, делать много вращений, прыжков. «Лебединое озеро» – технически вообще очень сложный балет. Но именно такие вещи позволяют поддерживать артистов в хорошей профессиональной форме, считает Надежда КАЛИНИНА. Спектакль готовился целый год, и этого едва хватило. Наверняка что-то все равно еще будет дорабатываться.
Для многих спектакль стал в каком-то смысле дебютным: для дирижера-постановщика Сергея ВОРОБЬЕВА, которому даже снится музыка (с произведениями ЧАЙКОВСКОГО он сталкивался, но «Лебединое озеро» у него впервые); для солистов балета – Александра ШЕВЕРОВА, первый раз играющего злодея (волшебника Ротбарта), Максата ТОЛОМУШЕВА, у которого наконец-то долгожданный Зигфрид. Нина МАЛЯРЕНКО тоже, можно сказать, дождалась своей Одетты-Одиллии, пройдя до этого участие в па-де-труа и кордебалете.
В спектакле два состава. Что касается главных героев, это две разноплановые пары (Екатерина ЖИГАЛОВА – Максат ТОЛОМУШЕВ, Нина МАЛЯРЕНКО – Андрей МАТВИЕНКО), у каждой своя энергетика, свое эмоциональное состояние. Поэтому вариации отличаются, что добавляет забот дирижеру-постановщику.
Андрей МАТВИЕНКО получает партию Зигфрида третий раз. Он танцевал ее в Новосибирске, в предыдущей постановке в Омске, и – вот сейчас. Вообще балетный принц для него уже настолько не новость, что образ делается практически на автомате. У Максата ТОЛОМУШЕВА опыта гораздо меньше, и некоторые моменты даются ему не без напряжения. Но его молодость иногда как раз играет в плюс. Например, совершенно естественно этого Зигфрида радует подаренный ему в день рождения арбалет, как любого мальчишку радует стреляющая игрушка.
Уже в традициях Омского музыкального театра, в одном из составов роль матери Зигфрида исполняет вокалистка – Ирина ЗАВЬЯЛОВА. Когда-то величием, благородством и царственной осанкой в этой роли пленяла Маргарита ЛАВРОВА.
Как находку (или открытие) стоит отметить Элдияра МАРАТ-УУЛУ в партии Шута. Потрясающая пластика, выразительная мимика, приправленная долей артистизма, делают персонаж запоминающимся.
В царстве классического танца, конечно, теряются какие-то мотивации, чувства, их правдивость. Остается техника, не всегда безупречная. В этом смысле авторские постановки смотреть интереснее, но «Лебединое озеро», наверное, не тот случай. Нынешнюю постановку ориентируют на долгую жизнь, на кассовые сборы, на то, чтобы она стала визитной карточкой театра. Сбудется ли это, сказать сложно, но пожелать от души хочется.
Фото © Омский государственный музыкальный театр