Темы и события текущей недели от лидеров Союза предпринимателей.
Денис КОШЕЛЬ,
вице-президент
РОО «Омский областной
Союз предпринимателей»,
председатель Совета директоров
ООО «Музыка и Кино»
Безусловно, главной новостью уходящей недели в регионе стала реакция оперативного штаба на общероссийский тренд, связанный с очередной волной ограничений в связи с ростом заболеваемости. Во многих субъектах федерации введен «недолокдаун» — полное ограничение работы потребительского рынка и других секторов на период «нерабочих дней» (и здесь, конечно, выделилась Хакассия – установившая комендантский час), часть регионов установила обязательность QR-кодов для посещения общепита и торговых центров, да еще и в перечень поручений президента попали ранее не озвучивавшиеся рекомендации субъектам по ограничению ночной работы ресторанов. В этой обстановке понятна оперативность реагирования областного штаба — срочность созыва которого даже привела к отсутствию на нем бизнес-омбудсмена – не говоря уже о практиковавшемся ранее предварительном обсуждении предлагаемых ограничений на экономическом штабе.
Поэтому появившаяся во вторник утром информация о решениях штаба хотя и была ожидаемой, но вызвала серьезный переполох в СМИ, не говоря уже о бизнес-кругах. В частности, штаб, кроме понятной реакции на рекомендацию президента по ограничению времени работы общепита, озвучил введение в области QR-кодов для широкого ряда субъектов – от торговых центров до общественного транспорта. Дополнительную почву для обсуждения вызвал озвученный срок введения этих мер – 20 ноября, и «аналитики» сразу же предположили, что в основе такого, отложенного, решения лежит все-таки попытка стимулировать население к вакцинации. Догадки отчасти подтвердились текстом распоряжения губернатора – в нем действительно нет норм о QR-кодах с 20 ноября. Также странно отреагировало управление Роспотребнадзора – выпустившее релиз о том, что не предлагало вводить QR-коды на транспорте. При этом новость о «решении» штаба все-таки возымела свое действие: во-первых, действительно, как и в столице, в Омске наблюдается рост желающих привиться, а, во-вторых, к сожалению, многие неискушенные горожане прочитали лишь заголовки в СМИ и уже прекратили посещать объекты потребительского рынка в уверенности, что QR-коды уже введены. При этом никаких комментариев от правительства региона не поступает – что создает дополнительную нервозность у предпринимателей.
Введение QR-кодов – губительная для малого бизнеса мера: посещаемость объектов торговли и общепита, как демонстрируют показатели регионов-первопроходцев, снижается минимум на 50-70%. И, если в Москве за две недели летнего эксперимента с кодами ресторанам, например, выплатили по 1 млн. рублей, то понятно, что в регионах подобных нашему предоставление таких грантов невозможно — а это означает, что бизнес будет вынужден закрыться, не справившись с самостоятельным покрытием убытков от такого «недолокдауна». Надеяться на резкий рост числа владельцев QR-кодов не приходится: не секрет, что значительная доля переболевших в силу откровенной неработоспособности системы здравоохранения не обращалась в медучреждения, а государство провалило политику массовой вакцинации. Кроме этого, техническая сторона режима QR-кодов также вызывает массу вопросов: например, если все-таки они будут введены для общественного транспорта (что логично на фоне этих мер для куда менее посещаемых ресторанов), механизм проверки кодов у пассажиров выглядит нереальным. Да и в отношении общепита и торговых центров строгое выполнение этих норм в итоге приведет к профанации: в сети уже есть видео длинных очередей в торговые центры в городах, бездумно решившихся на введение кодов, а в заведения общепита там по одному коду ходят до десятков лиц.
Омские бизнес-объединения и бизнес в целом, несомненно, выступают за максимальные темпы вакцинации. Мы привили своих сотрудников в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора. Однако мы считаем введение QR-кодов в текущих условиях неоправданным ни с санитарной, ни с экономической точек зрения. Необходимо добиваться неукоснительного соблюдения ранее уже принятых мер – в частности, масочного режима, массовые нарушения которого приводят к куда более тяжелым последствиям, чем посещение кафе.
Алексей ПРОВОЗИН,
вице-президент
РОО "Омский областной
Союз предпринимателей"
председатель комитета
по экономическому развитию
Омского городского Совета
На прошедшей неделе у нас, в Союзе, состоялась очень интересная встреча. Мы говорили о проблеме, так называемых, ярмарок. Речь идёт о краткосрочной стихийной, в 99% случаев незаконной торговле ярмарочного типа. Вы знаете, как это делается – расклеиваются объявления на подъездах, в почтовые ящики кладутся листовки. Там «ярмарка белорусских товаров по сниженным ценам», или «срочно продаётся финский конфискат с таможни по сниженным ценам» и тому подобная информация. На самом деле, Белорусью или Финляндией там «даже не пахнет». Это – подделки под обувь, одежду, сумки и т.д. Это – конрафакт и фальсификат неизвестного происхождения.
Такие «ярмарки» организуются иногородними коммерсантами в неспециализированных помещениях и наносят значительный ущерб. Кому — да всем!
И омичам, в основном – пожилым людям. Ведь они, «поведясь» на низкую цену, становятся «жертвой» контрафактного товара: претензии в рамках гарантийного срока предъявить некому – «ярмарка» уже уехала, и даже чека кассового нет. А товар приходит в негодность очень скоро. Да и надевать «это» на себя иногда просто опасно!
И омским предпринимателям — продавцам в торговых центрах и торговых комплексах, которых демпинг заезжих «гастролеров» лишает существенной части потребителей и торгового оборота. Ведь законно работающие предприниматели имеют сертификаты санитарные на обувь и одежду, платят налоги, платят аренду, платят зарплату сотрудникам – несут издержки, обязательства перед государством. А эти «ярмарочники» продают «кожаную» обувь по 500 рублей за пару! Это же кошмар, представьте: из чего сделана такая обувь?
И бюджету города Омска, ведь эти «ярмарочники» не являются плательщиками налогов по месту продажи товара. У них нет кассовых аппаратов. Максимальный щтраф с точки зрения налогового законодательства для таких торговцев равен всего лишь 500 рублям! Ведь они, в случае налоговой проверки, говорят просто «а мы – не предприниматели, мы торгуем, как физические лица». 500 рублей штрафа!
На нашей встрече присутствовали члены комитета по розничной торговле Союза, исполняющий обязанности директора департамента экономической политики Администрации города Омска М. ЩЕЛКОНОГОВ и главный государственный налоговый инспектор УФНС по Омской области А. ЛЕКСИКОВ.
Мы договорились о том, что эти «ярмарки» являются не чем иным, как «незаконной предпринимательской деятельностью» и фактором снижения инвестиционной привлекательности региона.
Будем бороться. Жёстко. Следите за событиями. И за действиями Управления Роспотребнадзора. И за действиями Управления МВД РФ по Омской области. Ведь именно эти два ведомства призваны пресекать подобные факты. Надеюсь, что на проблему обратит внимание и губернатор. Ведь, если в областном центре эта проблема есть, то могу себе представить, какой масштаб проблема имеет в райцентрах и сёлах.
Алёна ШТАЙНБРЕХЕР,
член РОО "Омский областной
Союз предпринимателей",
управляющий партнер
юридической фирмы
Бизнес не использует имеющиеся у него возможности в полную силу. Именно такой вывод я сделала по итогам круглого стола, проведенного с участием Омского УФАС России, Омского областного союза предпринимателей и Омской ТПП.
Казалось бы, тема регионального оператора «Магнит» обсуждалась уже во всех возможных плоскостях. Предпринимательское сообщество до сих пор негодует по поводу установленного тарифа на вывоз ТКО, при этом упуская из виду имеющиеся возможности. Стоит только присмотреться к расчетам, и сразу обнаруживается множество переменных, которые бизнес может использовать в своих интересах.
Периодичность, объемы, виды, нормативы вывоза и частичная сортировка ТКО – это то, на что может влиять и чем может воспользоваться предприниматель независимо от своих объемов. Помощником в данном вопросе выступает антимонопольная служба, специалисты аналитического отдела которой проверяют условия договоров с ООО «Магнит». Также помочь в этих «абъюзивных» по мнению предпринимателей отношениях могут и общественные объединения предпринимателей.
Проанализировав практику Омского УФАС России за последнее время, я обнаружила, что правовые основания пересмотра условий договоров имеются в отношении практически всех ресурсоснабжающих организаций.
Из всего вышеизложенного напрашивается простое, но эффективное решение для бизнеса — правовой аудит договоров с ресурсоснабжающими организациями, который поможет не только оптимизировать расходы, но и наконец-то выстроить с ними конструктивный диалог.
Юрий КУПРИЯНОВ,
исполнительный директор
РОО «Омский областной
Союз предпринимателей»
В Омске открылся уникальный информационно-справочный экспертный ресурс для каждого предпринимателя города и области.
Союз предпринимателей совместно с Союзом «Омская торгово-промышленная палата Омской области при поддержке Центра поддержки предпринимательства Администрации города Омска открыл уникальный экспертный сервис – «Все бизнес ответы» (открывается по названию в Yandex на сайте – vbo-omsk.ru). И это безусловно одно из основных событий недели. Впервые лучшие эксперты Союза предпринимателей, торгово-промышленной палаты объединены на одной платформе и готовы оперативно оказать поддержку и защиту любому предпринимателю города и области. Уникальность сервиса в том, что кроме непосредственно юридического сопровождения бизнеса представлены практически все направления, по которым у бизнеса возникают срочные неотложные вопросы, на которые можно в этот же день оперативно получить все необходимые ответы в три клика. На платформе представлены следующие направления консультационной помощи – «Внешнеэкономическая деятельность», «Бухгалтерия, налоги, аудит», «Все виды экспертизы», «Банковские продукты, инвестиции, финансы», «Авторское право, патенты, товарные знаки» (все вопросы по интеллектуальной собственности», «Госзакупки и антимонопольное законодательство», весь спектр вопросов по земле и недвижимости, «Кадры, трудовые отношения, образование», «IT решения и автоматизация бизнес (в том числе все вопросы по организации онлайн-касс), «Безопасность бизнеса», экологический, управленческий консалтинг, маркетинг и реклама (в том числе организация эффективной рекламы в соцсетях), психологическая поддержка и реабилитация, страхование и конечно же юридическая поддержка бизнеса. В ближайшее время добавится рубрика «Проектирование в бизнесе» — от проектирования инфраструктуры обьектов до проектирования торгового и промышленного оборудования.
Также уникальностью для омского предпринимателя является отдельная рубрика «Меры господдержки», в которой по продуктовому принципу (на какие цели нужна поддержка – основные, оборотные средства и т.д.) полностью показан спектр мер государственной поддержки, предоставляемых организациями инфраструктуры поддержки и условия, на которых эти финансовые и нефинансовые продукты предоставляются.
Самозанятые найдут для себя на платформе отдельный консалтинговый сервис – для них предусмотрен открытый вид ответов на вопросы.
Также для омских бизнесвумен Клуб деловых женщин Союза предпринимателей предусмотрел свою постоянно действующую приемную.
Чем, на мой взгляд, актуален данный информационно-справочный ресурс – так это качественный состав экспертов Союза и Палаты. Они из года в год подтверждают высокий уровень своей работы многочисленными положительными рекомендациями. Здесь полный спектр тем, которые возникают ежедневно в работе бизнеса. Ресурс отличается оперативностью получения ответов на все вопросы и удобством – не надо, что называется, «сломя голову» искать вдруг срочно понадобившегося специалиста, которому можно доверить свою ситуацию, а всего в три клика выбрать эксперта и получить квалифицированную помощь по любому возникающему вопросу. В связи с этим сервис и назван — «Все бизнес ответы».
Будем благодарны всем предпринимателям Омска за помощь в совершенствовании нового универсального информационно-справочного сервиса для Омского бизнеса.