Газета «Коммерсант» подтвердила аналитику «Коммерческих вестей».
Буквально пару дней назад по средствам массовой информации прошло сообщение, что аэропорт Омск — Федоровка вошел в так называемый «лист ожидания» — некую очередь для включения в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Инвестиционный проект защищался перед Правительственной комиссией по транспорту. Включение в лист ожиданий — некий этап для продвижения проекта на путии к светлому федерально профинансированному будущему.
Однако еще месяц назад газета «Коммерческие вести» аргументированно усомнились в рациональности губернаторских движений вокруг Омск-Федоровки. А теперь по данным «Коммерсанта», Омск-Федоровка в числе 27 региональных аэропортов не попадает в комплексный план развития магистральной инфраструктуры. Оценочно общий объем необходимых инвестиций для этих двадцати семи составил 174,7 млрд. рублей. Из них федеральная часть — 88 млрд. Остальное должно было лечь на частных инвесторов. Но денег этих самых частных инвесторов нет, а потому и федеральных — тоже.
Однако из 27 региональных аэропортов, неполучивших денег, есть те, кто находится в начале очереди. Такие, например, как наш ближайший сосед — новосибирский аэропорт «Толмачево». Аналитический центр при правительстве выделил 15 проектов, социально-экономический эффект от реализации которых значим.
Так вот, Омск — не второй, и даже не пятнадцатый. Омск в «пятнашку» не попал. Если сравнить «лист ожидания» с карьерной лестницей, то Омск-Федоровка — старший помощник младшего курьера. Вот как выглядят аргументы неудачи в продвижении омского аэропорта по этой лестнице глазами «Коммерсанта» и «Коммерческих вестей».
Недозагрузка имеющихся мощностей:
«Коммерсант»
Елена Сахнова из «ВТБ Капитала» отмечает, что большинство региональных аэропортов недозагружены, так как большая часть пассажиров летит через Москву. По ее оценке, в ближайшие годы российские авиакомпании будут увеличивать пассажиропоток на 6–8% в год. «При таких темпах роста расширение аэропортовой инфраструктуры не является первоочередной задачей»
«Коммерческие вести»
Даже при самом взрывном росте догнать показатель 100 бортов в сутки в 1991 года в обозримом будущем нереально. Рост нужен в 550%. В пять с половиной раз... Эксперты оценили сегодняшнюю загруженность аэропорта от 20 до 50% от имеющегося потенциала с учетом наличия пиковой нагрузки по времени дня и сезонности.
Нет подтверждения от частных инвесторов:
«Коммерсант»
По словам собеседников “Ъ” в правительстве, проекты включены, так как внебюджетная часть их финансирования подтверждена инвесторами. Ни один новый региональный аэропорт не пополнил комплексный план, так как на них не удалось найти финансирования.
«Коммерческие вести»
На Российском авиационном рынке есть три серьезных аэропортовых холдинга: «Аэропорты регионов» Виктора ВЕКСЕЛЬБЕРГА, «Новапорт» Романа ТРОЦЕНКО и «Базэл-Аэро» Олега ДЕРИПАСКИ, которые транслируют свои стандарты управления на вновь приобретаемые ими активы.... Однако больше года никем из этой тройки не делалось новых приобретений. До этого динамика была иной, приобретения следовали за приобретениями.... И если за государственный счет мы сможем создать часть, относящуюся к федеральной собственности, то есть все, что на летном поле и радиолокационную часть, субъект возьмет на себя коммуникации, то кто возьмется за остальное?
Удорожание авиабилетов:
«Коммерсант»
Елена Сахнова, «ВТБ Капитал»: Существенное ускорение роста пассажиропотока возможно при снижении цены билетов, чего в ближайшие годы не ожидается. К тому же модернизация аэровокзальной инфраструктуры приведет к росту ставок аэропортовых тарифов, что тоже не поспособствует падению цен на билеты.
«Коммерческие вести»
Деньги в аэропорты вкладываются вдолгую. Но как всегда, отбить их хочется побыстрее. А это скажется, как в Платове, и на авиакомпаниях, и на ценах на билеты для пассажиров.
Фото © wikimapia.org