Концессионное соглашение должно быть подписано с фирмой, которую учредили структуры банка и структуры Геворга АКОПЯНА (полный текст).
В октябре на заседание правительства Омской области был представлен проект распоряжения «О возможности заключения концессионного соглашения в отношении проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги от ул. Раздольной до ул. 1-я Заречная с мостовым переходом через р. Омь в г. Омске с платным участком на иных условиях, чем предложено инициатором заключения соглашения».
Уже прошли совещания по концессионному соглашению. Ответственным за проведение переговоров официально назначен первый заместитель председателя регионального правительства Дмитрий УШАКОВ. Участвуют в этих совещаниях и зампред Динар КУРМАНОВ, и зампред – министр финансов Вадим ЧЕЧЕНКО, и министр строительства Александр РАШКО, и министр экономики Анна НЕГОДУЙКО и прочие официальные лица. Срок переговоров об иных условиях был назначен до 1 ноября.
«Коммерческим Вестям» удалось ознакомиться с рядом документов по будущему концессионному соглашению. Вторую сторону в этих переговорах представляет ООО «ИФР-Омь», учрежденное 15 августа 2023 года. Его директор – Сергей ХАФИЗОВ, до недавнего времени председатель профсоюзной организации Казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства Омской области».
«Инвеста-Омск»
Напомним, что впервые о будущем частном мосте через реку Омь стало известно 3 декабря 2020 года на архитектурно-градостроительном совете. Директор казенного учреждения «Центр компетенций по вопросам городской среды» Алексей СОКИН рассказал тогда, что за 700 млн рублей ООО «Инвеста-Омск» построит платный мост через Омь. На следующий день, 4 декабря, областной 12 канал сообщил:
«Проект договора на данный момент находится на согласовании в администрации, он был подан в конце ноября. Причем это уже вторая версия договора. Первоначальный вариант соглашения был предложен мэрии в первой половине этого года. Но стороны не пришли к соглашению из-за размера компенсаций в случае расторжения концессии. В городской администрации посчитали сумму рискованной с учетом нагрузки на бюджет. Поэтому был разработан второй вариант, где снижена компенсация, но прописаны гарантии минимального дохода, если трафик на мосту окажется ниже минимально запланированного».
Как тогда же выяснилось, проект еще с лета числился в Реестре инвестиционных проектов, находящихся на сопровождении АО "Агентство развития и инвестиций Омской области".
ООО «Инвеста-Омск» зарегистрировано 5 августа 2019 года с уставным фондом 10 тысяч рублей. Учредителем является ООО «Инвеста-Тула», которое в тот же день учредило ООО «Инвеста-Саратов», а 1 ноября 2019 года – ООО «Омский мост».
В феврале 2021-го «Коммерческие Вести» взяли интервью у директора ООО «Инвеста-Тула» Сергея БАННИКОВА, который заявил, что единственный осуществленный их командой подобный проект был реализован в 2012-2013 годах – это путепровод над железнодорожными путями в Рязани.
Как удалось выяснить, ООО «Инвеста-Тула» было создано под аналогичный мост в Туле, от которого местные власти отказались еще до омского проекта. Что касается моста Саратов-Энгельс (не путать с мостом в составе Южного обхода), который должен был строиться как ГЧП, проект не брошен, но особо и не двигается. Саратовские власти ни разу не назвали инвестора, ограничившись обтекаемым «концессионер».
ООО «Инвеста-Омск», кстати, возглавила Наталья ШАЛЫГИНА из Свердловской области, что в эпоху губернатора Александра БУРКОВА навеивало некоторые мысли.
Впрочем после середины 2021 года о проекте нового моста через Омь ничего уже не было слышно. Но он был все же запланирован в новом генеральном плане Омска (см. фото).
«ИФР-Омь»
О возобновлении проекта моста сообщил 23 сентября губернатора Виталий ХОЦЕНКО в своем Телеграм-канале:
«Продолжаем развивать транспортную систему. Перераспределили и увеличили на 300 млн рублей финансирование в рамках госпрограмм "Развитие транспортной системы в Омской области" и "Комплексное развитие сельских территорий Омской области". Средства пойдут на строительство подъездной дороги к комплексу по обращению с ТКО в Таврическом районе, а также на строительство дороги от ул. Раздольной до ул. 1-я Заречная с мостом через реку Омь со сроком сдачи в 2026 году».
Занимается этим проектом уже другая организация – ООО «ИФР-Омь».
Кто же за нею стоит? 50% этой фирмы принадлежит «Омской концессионной компании-М» с гендиректором и единственным владельцем Геворгом Альбертовичем АКОПЯНОМ, а другие 50% – ООО «Инфраструктура ГЧП», учредителями которой в свою очередь являются ООО «Финпроект» и ООО «Новые финансовые технологии», бенефициар обоих – Газпромбанк.
Напомним, что 13 сентября в Москве Газпромбанк и правительство Омской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства региона подписали концессионное соглашение в отношении проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги «Северный обход Омска». При этом концессионером выступит ООО «ИнфраГЧП-А», которое по совпадению возглавляет тот же директор, что и ООО «ИФР-Омь» – Сергей ХАФИЗОВ. И учредители у него почти те же – «Омская концессионная компания» (на этот раз без буквы «М») с Геворгом АКОПЯНОМ и ООО «Инфраструктура ГЧП».
Геворг АКОПЯН, как известно, держится в тени своего брата Армана. Они оба возглавляют одноименные фирмы с разными ИНН – ООО «СтройТраст», но фирма Геворга Альбертовича по госконтрактам не работает. Так что такого рода риски исключительно на Армане Альбертовиче. Что же касается северного обхода и моста через Омь – там конкурсов по 44 и 94 ФЗ не предполагается.
Со стороны правительства Омской области вполне грамотное решение. Вместо непонятных иногородних частных лиц мост будут строить наши омские известные всем строители под контролем Газпромбанка. А у банка не забалуешь.
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 1 ноября 2023 года.