Полный текст протеста прокурора Омской области от отмене ряда статей Кодекса о госдолжностях Омской области, связанных с доплатами к пенсии чиновников
17 марта депутаты на очередной сессии Законодательного собрания рассмотрели протест прокурора Омской области Анастаса СПИРИДОНОВА (на фото), который заявил о необходимости отменить положения Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области, устанавливающие пенсионные выплаты за выслугу лет бывшим членами облправительства, включая экс-губернатора, экс-министров и бывших заместителей министров, и приостановили его действие до 1 января 2017 года. По традиции «КВ» представляет читателям полный текст протеста прокурора:
Председателю Законодательного Собрания Омской области
ВАРНАВСКОМУ В.А.
ул. Красный Путь, д. 1, г. Омск, 644002
ПРОТЕСТ
На отдельные положения Закона Омской области от 22.12.2004 № 601-03 «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области» (в ред. от 30.04.2015)
Прокуратурой области проведена проверка законности положений Закона Омской области от 22.12.2004 № 601-03 «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области» (далее — Кодекс), в ходе которой установлено, что отдельные его положения вступили в противоречие с федеральным законодательством.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 11, пунктом 3 статьи 14, статьями 19, 47.1, пунктами 6, 7, 8, 10 статьи 50 Кодекса установлены гарантии пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности Омской области, и государственных гражданских служащих Омской области в виде пенсии за выслугу лет.
Пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Омской области, и государственным гражданским служащим Омской области назначается в дополнение к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», либо к пенсии, досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», за счет средств областного бюджета.
В силу подпункта 1 пункта 2 и пункта 3.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов установления дополнительных ежемесячных выплат, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). По данным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Принятие указанных актов является основанием для возникновения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -БК РФ) установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям субъекта Российской Федерации, данные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Наряду с изложенным, согласно статьям 7, 8, 31, 65, 85 БК РФ расходная часть каждого уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации формируется строго в соответствии с основными принципами разграничения полномочий между различными уровнями государственной власти, а также с учетом принципа самостоятельности бюджетов, заключающегося в недопустимости установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, расходных обязательств, исполняемых одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, статья 33 БК РФ, закрепляющая принцип сбалансированности бюджета, предусматривает, что при составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Таким образом, право принятия правовых актов, регламентирующих дополнительные гарантии государственных гражданских служащих и лиц, замещавших государственные должности Омской области, не является безусловным и напрямую зависит от уровня наполнения бюджета соответствующего уровня собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения своих расходных обязательств без привлечения средств бюджетов иных уровней, соблюдения баланса частных и публичных интересов, в том числе, с учетом социально-экономического положения.
На необходимость соблюдения данных принципов неоднократно указывалось Верховным Судом Российской Федерации (в частности, определение от 10.07.2013 № 12-АПГ13-1, определение от 24.07.2013 № 72-АПГ13-3).
В то же время из анализа бюджетного законодательства Омской области, в частности, законов Омской области от 11.07.2006 № 769-03 «Об исполнении областного бюджета за 2005 год», от 30.07.2007 № 951-03 «Об исполнении областного бюджета за 2006 год», Закона Омской области от 25.07.2008 № 1075-03 «Об исполнении областного бюджета за 2007 год», от 23.07.2009 № 1181-03 «Об исполнении областного бюджета за 2008 год», от 06.07.2010 № 1273-03 «Об исполнении областного бюджета за 2009 год», от 26.07.2011 № 1374-03 «Об исполнении областного бюджета за 2010 год», от 31.07.2012 № 1471-03 «Об исполнении областного бюджета за 2011 год», от 17.07.2013 № 1564-03 «Об исполнении областного бюджета за 2012 год», от 28.07.2014 № 1656-03 «Об исполнении областного бюджета за 2013 год», от 16.07.2015 № 1777-03 «Об исполнении областного бюджета за 2014 год», распоряжения Правительства Омской области от 23.12.2015 № 216-рп «Об исполнении областного бюджета за девять месяцев 2015 года», отражающих основные показатели бюджета Омской области за период с 2005 по 2015 годы, следует, что на протяжении длительного периода времени бюджет области является дефицитным.
В соответствии с приказами Минфина России от 09.12.2014 № 453, от 29.10.2015 № 409 «Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации» Омская область включена в перечень субъектов Российской Федерации, являвшихся в 2015, 2016 годах получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Омской области от 25.12.2014 № 1694-03 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», предельный объем государственного долга Омской области на 2015 год установлен в размере 52 031 391 700,00 руб., на 2016 год — в размере 56 702 757 200,00 руб. и на 2017 год в размере 59 164 491 300,00 руб.
В связи с этим Омская область ежегодно получает из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Помимо дотаций существенную долю доходной части бюджета также составляют федеральные субсидии.
При этом объем финансирования на выплату пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим и лицам, замещавшим государственные должности Омской области, на 2016 год составляет 161 057 тыс. руб.
В то же время в Омской области остается нерешенной существенная часть социальных проблем, обязанность по решению которых возложена на Омскую область. Так, на начало 2016 года количество лиц из числа детей-сирот, учтенных в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, составило 5 295 человек (4 903 на 01.01.2015), лиц, имеющих право на такое помещение, которое им не предоставлено, — 3 645 чел. (3 239 на 01.01.2015).
Существенно возросло количество лиц, ожидающих предоставление жилого помещения свыше 10 лет, — 170 (2014 год — 128), от 7 до 10 лет — 286 (241), от 5 до 7 лет — 574 (478), от 3 до 5 лет — 919 (789).
При этом в связи с сокращением финансирования на мероприятия по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот в 2015 году в сравнении с 2014 годом жилыми помещениями были обеспечены лишь 311 лиц данной категории (2014 год-518).
Несмотря на данные обстоятельства, финансирование мероприятий по обеспечению жильем граждан данной категории на 2016 год из областного бюджета существенно сокращено и в настоящий момент предусматривает 55,77 млн руб. (в 2015 году освоено 288 млн руб., 2014 году — 377,6 млн руб.), а общий объем предусмотренных денежных средств на указанные цели совместно с субсидиями из федерального бюджета предполагается в размере 218,2 млн руб. (2015 год-443,3 млн руб., 2014 год- 530,5 млн руб.).
С учетом дефицита областного бюджета в 2015 году в размере 7 290 556 163,15 руб., в 2016 — 4 796 752 942,21 руб. сохранение выплаты пенсии за выслугу лет указанной категории граждан в настоящее время вступает в противоречие с принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов и противоречит требованиям приведенного федерального законодательства.
Данная позиция подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2015 № 83-АПГ15-15 «Об отмене решения Брянского областного суда от 11.09.2015 и признании недействующим Закона Брянской области от 28.12.2005 № 102-3 «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области».
При этом отмена гарантий лицам, замещавшим государственные должности Омской области, и государственным гражданским служащим Омской области, в виде пенсии за выслугу лет не приведет к ухудшению их положения по сравнению с иными гражданами Российской Федерации, поскольку они останутся получателями страховых и иных пенсий, назначаемых в соответствии с федеральным законодательством исходя из размера доходов, получавшихся в период осуществления трудовой деятельности, замещения государственных должностей Омской области или должностей государственной гражданской службы Омской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
ТРЕБУЮ:
1. П/п 10 пункта 1 статьи 11, пункт 3 статьи 14, статьи 19, 47.1, пункты 6, 7, 8, 10 статьи 50 Закона Омской области от 22.12.2004 № 601-03 «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области» (в ред. от 30.04.2015) отменить.
2. Рассмотреть протест на ближайшем заседании Законодательного Собрания Омской области.
3. О времени и месте рассмотрения протеста уведомить прокуратуру области для обеспечения участия представителя.
Представление протеста на заседание Законодательного Собрания поручено старшему помощнику прокурора Омской области по взаимодействию с представительными и исполнительными органами области, органами местного самоуправления ЗАВРАЖНОВУ Е.В.
О результатах рассмотрения протеста уведомите прокуратуру области в установленный законом срок.
Прокурор области
государственный советник юстиции 2 класса
А.П. СПИРИДОНОВ