«Примагниченные» эксперты составили список пожеланий чиновникам.
В апреле 2025 года общественный совет при региональном операторе по обращению с твердыми коммунальными отходами заслушал и обсудил доклад генерального директора ООО «Магнит» Карена ЕГОЯНА – репортаж с мероприятия опубликован ранее в «Коммерческих Вестях» (№14 от 16 апреля).
Анализ
Общественный совет назвал два основных достижения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами совместной деятельности правительства Омской области, администрации города Омска и муниципальных районов, регионального оператора ООО «Магнит» с участием общественности и при содействии средств массовой информации:
— Во-первых, с помощью федеральных средств в размере 6,8 млрд рублей в плановые сроки завершены работы по ликвидации (консервации) всех четырех бывших свалок в городе Омске – Кировском, Ленинском, Советском и Центральном округах, а также в ряде муниципальных районов Омской области. Во-вторых, благодаря активной позиции нового руководства Минприроды Омской области и с участием администрации города Омска наконец решен вопрос, о котором общественный совет дважды ранее писал в аналогичных решениях: теперь в Омске можно бесплатно сдать в переработку использованные автомобильные покрышки – раньше их возили в соседний регион.
В документе по итогам мероприятия отмечены и нерешенные проблемы:
— Совершенно не ведется раздельный сбор отходов. Приобретенные по федеральной субсидии на бумаге металлические «желтые» контейнеры на самом деле поставлены в кварталах малоэтажной застройки вместо выбывших «зеленых» контейнеров и фактически используются не по назначению. Соответствующими министерствами и департаментами длительное время не решается вопрос об укомплектовании «желтыми» контейнерами государственных и муниципальных объектов образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, хотя данный вопрос обсуждался и включался в постановление как рекомендация общественного совета и в 2023-2024 годах. Неужели чиновники начнут что-то делать только тогда, когда кого-то накажут или снимут с работы?
Члены общественного совета также отмечают, что основной нормативный акт в сфере обращения с отходами – приказ Минприроды Омской области от 14.02.2020 года №11 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Омской области» – сформулирован непрофессионально, содержит противоречия между статьями и многочисленные правовые пробелы:
— Областное административное законодательство в сфере обращения с ТКО находится в зачаточном состоянии, сильно уступает по наполнению передовым регионам. Главы муниципальных районов и сельских поселений подходят к оборудованию контейнерных площадок и специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов по-разному: если в одних районах и поселениях контейнерных площадок достаточно, как, например, в Колосовском районе, то из других продолжают поступать жалобы о превышении нормативного расстояния от жилья до контейнеров, при этом на субсидии Минприроды последние районы не заявляются.
Поднимается тема и неопорожнения части контейнеров по причине необеспечения собственниками и пользователями контейнерных площадок возможности проезда специализированного транспорта из-за отсутствия твердого покрытия, неубранных снежных заносов, парковки автотранспорта в неположенных местах на путях следования мусоровозов:
— Ввиду отсутствия законных полигонов вблизи города Омска, продолжается вывоз отходов из областного центра на временные объекты захоронения твердых коммунальных отходов в районы области по длинному плечу, что увеличивает время в пути, повышает количество поломок и сходов транспортных средств, повышает тариф для населения и предприятий. Значительное количество юридических лиц до сих пор скрываются и не заключили договор с региональным оператором, другие умышленно искусственно занижают среднесуточные объемы отходов, нелегально выбрасывая оставшуюся их часть в контейнеры для населения либо вовсе в неустановленных местах посредством «серых» возчиков. Продолжается несанкционированный сброс населением строительного мусора от капитального ремонта и растительно-древесных отходов, не являющихся юридически ТКО, на площадки для накопления твердых коммунальных отходов, в результате чего рядом образуются стихийные свалки.
Как резюмируют общественники, принятие мер по благоустройству территории кварталов индивидуальной малоэтажной застройки в Омске и муниципальных районах, создание дополнительных точек накопления и сбора отходов, проведение ремонтных работ на дорогах и межквартальных проездах, а также выявление и наказание юридических и физических лиц, занимающихся незаконным вывозом и сбросом отходов, помогут существенно снизить количество ситуаций, которые могут нарушить права и законные интересы добросовестных потребителей и исполнителей коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Предложения
Члены совета, в частности, просят Министерство природных ресурсов и экологии Омской области ускорить работу над новой редакцией «Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Омской области» и внести предложения по изменению правовых актов в сфере обращения с отходами в правительство РФ через публичную правовую компанию «Российский экологический оператор».
Также они обращают внимание администрации Омска на необходимость завершения второго этапа инвентаризации контейнерных площадок на территории города, что включает в себя обустройство подъездных путей к площадкам для накопления отходов, оборудование видеокамер для предотвращения незаконного сброса отходов, приведение количества контейнерных площадок в соответствие с нормативом не более 100 метров от дальнего подъезда многоквартирного дома и приобретение необходимого количества контейнеров согласно числу зарегистрированных собственников.
Отдельно общественники просят первого заместителя мэра Омска Евгения ФОМИНА и заместителя министра природных ресурсов и экологии Омской области Марию РОМАНЮК подписать и направить в государственные и муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта заявленное еще в 2023 году представителем департамента городского хозяйства письмо с поручением оборудовать специальные «желтые» контейнеры для раздельного сбора отходов не позднее 1 сентября 2025 года:
— Вносим предложение передать права на частичное администрирование правонарушений в сфере обращения с отходами городу Омску, где создан соответствующий департамент контроля и имеется инспекторский штат, которых нет в Минприроды Омской области, из-за чего большинство правонарушений остаются без правовых последствий. Просим депутатов Законодательного собрания Омской области инициировать в любой определенной ими форме обсуждение данного вопроса.
Что касается нормативов на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, общественный совет настаивает на своей позиции, занятой еще при их разработке в 2017 году:
— Из двух возможных вариантов по сумме плюсов и минусов более правильным является норматив с квадратного метра, как это сделано в ряде субъектов федерации, в частности, Московской области. При существующем варианте с человека, во-первых, будут иметь место постоянные споры между администраторами коммунальной услуги и гражданами. Во-вторых, никогда не удастся обеспечить актуальную базу данных в силу ограничений на получение персональных данных. В-третьих, возникает необходимость значительного штата, обязанного отслеживать перемещения граждан. В-четвертых, людей загружают лишними хождениями по инстанциям для получения справок о составе семьи. В-пятых, такая схема оплаты выгодна богатым людям, имеющим большие жилые площади на одного члена семьи, и затратная для менее обеспеченных слоев населения. Кроме того, следует учесть, что с каждым годом количество «оприборенных» квартир и домов, где число зарегистрированных неактуально для администратора, возрастает – только услуга по обращению с ТКО рассчитывается с человека.
Общественники отмечают, что до сих пор ни один многоквартирный дом в Омске и районных центрах муниципальных районов Омской области не воспользовался возникшим с 2021 года правом оплачивать коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по факту (объему) вывезенных контейнеров, а не по нормативу:
— Мы призываем советы домов, УК, ТСН, ТСЖ, ЖСК, где имеются обособленные контейнерные площадки или огражденные дворы, произвести соответствующие расчеты, и где это оправданно – провести общее собрание и подать региональному оператору соответствующее заявление.
В последнем пункте совет выразил возмущение тем, что в течение двух лет новое руководство Региональной энергетической комиссии Омской области игнорирует приглашения на встречу с представителями общественности:
— Считаем нужным официально проинформировать губернатора Омской области об этом и выражаем сомнения в честности и обоснованности подготовки и расчета новых нормативов накопления отходов для граждан. Нет объективных доказательств того, что жители Омска стали есть на 15% больше (что следует из новых нормативов) – см. приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 18 июля 2023 года №109/38. Оставляем за собой право подать исковое заявление в суд об отмене вновь введенных нормативов накопления отходов.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 30 апреля 2025 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ