Все рубрики
В Омске четверг, 12 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,2707    € 108,5588

Олег РОЙ, профессор: «От чего бегут омичи?» (полный текст)

22 сентября 2018 11:35
9
4562

Опыт научно-практического исследования. 

Когда я в 1984 году приехал по распределению из Екатеринбурга в Омск, то был приятно удивлен своей новой родиной, некоторые признаки которой действительно вызывали у меня приятное воодушевление. Cтолица Прииртышья представлялась мне самобытной, архитектурно примечательной и зеленой. Продолжительная набережная Иртыша, обрамленная лесонасаждениями центральная магистраль города, интересные здания и сооружения – все это создавало положительное настроение. По сравнению со столицей Урала в торговых заведениях областного центра было множество диковинных продуктов, начиная от обычного мяса и кончая разнообразными кондитерскими изделиями. Люди на улицах города казались мне жизнерадостными и счастливыми.

Удивительное впечатление оставляла сельская местность, широко представленная крепкими совхозами с собственной перерабатывающей базой. Будучи комиссаром зонального штаба студенческих отрядов, в 1985 году лично встречался с руководителями хозяйств, бывал в местных столовых и магазинах, покупал бесподобно вкусный хлеб и домашнюю колбасу. Люди на селе жили небогато, но излучали какую-то уверенность в завтрашнем дне и не испытывали никакого желания покинуть свои родные места.

20 лет спустя

Ретроспективно вглядываясь в историю последних двадцати с лишним лет, приходится признать, что за это время Омская область заметно изменилась. Сельская местность утратила свою былую привлекательность, многие деревни просто вымерли, а оставшиеся вступили в отчаянную борьбу за существование. Областная столица потеряла многие свои преимущества, превратившись из преуспевающего советского города в серый озлобленный мегаполис с беспорядочно построенными зданиями и вырубленными городскими насаждениями. Результатом этих тенденций стало существенное сокращение численности населения региона и, что вызывает особенную тревогу, отъезд молодежи за его пределы. По данным Новосибирскстата, Омская область оказалась в числе лидеров в Сибири по миграционной убыли населения. Регион в 2016 года покинули 45 730 человек, а приехали в Омскую область лишь 41 645 человек. Миграционная убыль составила 4 085 человек. Больше в Сибири миграционная убыль насчитывалась лишь в Алтайском крае – 4 257 человек. В соседней Новосибирской области, наоборот, отмечался миграционный прирост населения. В этот регион только за первые 9 месяцев 2016 года приехали 60,5 тыс. человек, а выехали – 52,3 тысячи. Также незначительные миграционные приросты отмечены в республиках Алтай, Тыва, Хакасия и в Красноярском крае. Негативная тенденция продолжилась и в 2017 году: с начала года по октябрь на поиски лучших перспектив направилось уже не менее 40 тыс. омичей.

В октябре 2017 года на должность исполняющего обязанности губернатора Омской области был назначен справедливоросс из Екатеринбурга Александр БУРКОВ, который своей основной задачей объявил противодействие тенденциям бегства жителей из региона. Тем временем миграционная ситуация стала усугубляться тем, что большинство уезжающих являются как раз преимущественно молодыми людьми с высоким уровнем образования, тогда как среди приезжающих превалируют работники с низкой или средней квалификацией. Среди выбывших молодежь до 30 лет составляет почти 70%. По результатам опросов, проводимых различными экспертами, основной причиной бегства молодые омичи называют низкую заработную плату и чрезвычайную узость местного рынка труда.

Опросы также показали, что большинство покидающих Омскую область выразили намерение закрепиться в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и ряде других городов, что свидетельствует о том, что ведущим миграционным мотивом являются не столько климатические особенности региона, сколько низкие перспективы делового роста на омских предприятиях; неблагоприятное транзитное положение областного центра даже среди соседних городов, имеющих прямой выход на отдаленные регионы и страны ближнего и дальнего зарубежья; высокие цены на услуги авиакомпаний; сравнительно невысокий уровень оснащения учреждений образования, здравоохранения и культуры и пр.

Экономические причины миграции населения

Структура занятости в регионе, как и в большинстве регионов страны, включает в себя три крупных блока: сферу услуг, промышленный сектор, сельскохозяйственное производство и инфраструктурное обеспечение. Наибольшей емкостью обладает сфера услуг, на которую приходится значительная часть субъектов малого предпринимательства, преимущественно занятых в сфере торговли и сервисного обслуживания.

Одной из примечательных тенденций развития региона за последние 20 лет стало значительное снижение показателя численности занятых в сфере материального производства, сократившегося с начала 90-х гг. почти втрое. Большую долю сокращенных составили представители бывшего ВПК, которые оказались вынужденными искать работу в сфере услуг, которая стала стремительно заполняться малыми предприятиями. Однако рост предприятий малого бизнеса к 2016 году уперся в незримый потолок, так и не став соразмерной альтернативой сложившимся к этому времени крупным производственным комплексам. Согласно данным Омскстата, в 2016 году на территории Омской области число малых организаций (без микропредприятий) по сравнению с началом 2015 года сократилось с 2705 до 2330, то есть на 375, или 13,8%. Общий оборот предприятий за первое полугодие 2015 года составил 69 млрд. 385 млн. рублей, что на 6,2 млрд., или 8,2% меньше, чем за январь-июнь 2015 года. Средняя численность работников списочного состава (без внешних совместителей), занятых в этих организациях, уменьшилась на 5,3 тыс. человек и составила 93 тыс. 380 работников.

Таким образом, несмотря на явные признаки проседания отечественной экономики в 2014-2015 гг., малый бизнес не смог компенсировать негативных последствий в развитии формального сектора подобно тому, как это было в 90-е гг., когда перемещение занятых в сектор малого бизнеса позволило компенсировать избыточную напряженность на рынке труда. Последовавшее с 2014 года беспрецедентное падение уровня жизни населения региона стало существенным ограничивающим фактором для развития малого предпринимательства. В Омской области около 30 тысяч человек живут на прожиточный минимум. Поэтому снижающийся спрос начинает сдерживать возможности предложения, вынужденного сжиматься до предельно низких значений, заставляя хозяйствующие субъекты экономить на всем, и в первую очередь – на оплате труда сотрудников организаций.

Одной из причин сравнительно низкого уровня заработной платы является невысокая доля добавочной стоимости, приходящаяся на местные предприятия. Наиболее крупные из них, занятые главным образом в обрабатывающей промышленности, с 90-х гг. вошли в структуру вертикально интегрированных транстерриториальных холдингов, которые хоть и обеспечили предприятия федеральными заказами, но заметно снизили возможности внутреннего расширения ими самостоятельной политики ведения бизнеса. Таким образом, действующие на территории региона подразделения крупных промышленных перерабатывающих предприятий значительную часть налогов выплачивают в федеральный бюджет, тогда как уровень заработной платы работников местных организаций определяется руководством головных офисов, которые, как правило, привыкли экономить на своих филиалах. Ситуацию заметно ухудшило создание консолидированных групп налогоплательщиков, что способствовало неравномерному перераспределению прибыли предприятий технологической цепочки в пользу отдельных представительств и территорий.

Значительному снижению финансовой наполняемости способствует и применяемая в нефтеперерабатывающей отрасли омской экономики процессинговая схема, которая лишает местный нефтекомбинат дополнительной прибыли, перераспределяемой в пользу головной компании. Это предприятие платит внушительный объем акцизов – более 40 млрд. рублей, которые сначала поступают в Москву и только потом распределяются по всем регионам страны, вне зависимости от того, где производится основная продукция. К слову говоря, АО «Газпромнефть-ОНПЗ» уже не является главным налогоплательщиком региона, занимая 2–3 место по отчислениям в областной бюджет, тогда как в 2005 году налоги тогдашней Сибнефти составляли больше половины всех налоговых доходов областного бюджета.

За последние несколько лет регион покинуло значительное число региональных компаний. Так, по данным Управления Федеральной налоговой службы России по Омской области, только за три года – с 2012-го по 2014-й – из Омской области уехало чуть более 1,5 тыс. юридических лиц, в то время как прибыло только 435. Большая часть омских компаний направилась в Новосибирск (в 2012-м – 47% от числа выбывших, или 245 юрлиц) и Самарскую область (85 организаций в 2013 году и 141 организаций в 2014-м). В Омской обзавелись пропиской преимущественно компании из Новосибирской области и Москвы, осуществляющие большей частью торгово-закупочную деятельность.

Реально Омская область явно не реализует свой богатый потенциал. Традиционно имея один из самых высоких в стране индексов промышленного производства, регион обнаруживает низкие темпы прироста ВРП. Обладая высоким значением показателя собираемости налогов (в 2016 году предприятия региона заплатили в бюджеты разных уровней 148 млрд. рублей – это четвертый показатель в СФО), Омская область имеет сравнительно невысокий уровень собственного бюджета. При этом доли налогов, которые остаются на территории региона у Омской и соседней Новосибирской областей показательно разнятся: если Омская область оставляет у себя порядка 45% от собранных налогов, то Новосибирская область – больше 70%... Возможность увеличивать долю налогов у себя на территории Новосибирску предоставляют более мелкие предприятия, работающие на упрощенной системе налогообложения, что позволяет большую часть налогов оставлять на территории региона.

Тем временем в Омской области сложилась несбалансированная структура промышленного производства, не позволяющая использовать промышленный потенциал региона в направлении широкого спектра видов промышленной продукции и услуг. Производство кокса и нефтепродуктов, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий составляет в регионе 75,7% от структуры объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных силами обрабатывающих производств. В то время как индекс физического объема оборота розничной торговли, в процентах к предыдущему году, неуклонно падает. Если в 2005 году он составлял 116,2% к предыдущему году, то уже в 2015 году этот показатель составляет 85,2% [6, с.561]. Оборот розничной торговли в 2015 году составил 306,7 млрд. руб., или 85,2% (в сопоставимых ценах) к 2014 г. По уровню оборота розничной торговли на душу населения область заняла 48 место в Российской Федерации (в 2014 г. – 34 место). Падение этих показателей явно демонстрирует тенденцию сокращения емкости местного рынка и угрожает сокращением объема сферы услуг, обеспечивающей львиную долю занятости в современном обществе.

В Омской области чрезвычайно мало собственных регионообразующих предприятий, которые бы привлекали на местный рынок финансовые ресурсы других регионов и стран. Омская область так и не смогла создать благоприятных условий для привлечения иногородних компаний, тогда как собственные компании либо перерегистрировались в другие регионы, либо вступили в полосу банкротства. Колоссальный ущерб развитию Омской области принес крах НПО «Мостовик», вследствие чего регион не только остался без одного из мощных регионообразующих предприятий, но и лишился ключевого спонсора собственных социальных проектов.

Существенным недостатком положения Омской области и причиной ее экономических неурядиц является низкая степень ее урбанизации. В области почти нет сильных в экономическом плане городов, которые концентрировали бы на себе различные звенья экономического потенциала региона и стимулировали развитие прилегающих к ним сельских поселений. Урбанизационная скудость не позволяет сформировать экономически эффективный механизм финансирования транспортной и социальной инфраструктуры региона, для которой важно обеспечить механизм окупаемости привлекаемых для выполнения этой задачи затрат. В сельских поселениях региона, особенно на севере, фактически отсутствует мотивация молодежи оставаться в своих поселениях, поскольку условий для развития этих поселений в ближайшей перспективе не просматривается. Примечательной особенностью муниципального развития в регионе является то, что основным источником для наполнения местных бюджетов являются не местные налоги – земельный или на имущество физических лиц, а налог на доходы физических лиц или средства, получаемые за счет реализации государственных полномочий.

Влияние реформы высшего образования на миграционные процессы

Имеется также точка зрения, что одной из причин бегства из региона является устаревшая структура профессиональной подготовки, не позволяющая большинству выпускников найти работу по специальности в регионе. В качестве довода используется мысль, что более 45% выпускников омских вузов являются специалистами гуманитарных направлений: филологи, журналисты, маркетологи, регионоведы, юристы, экономисты, управленцы и т. д., тогда как на инженеров-машиностроителей учатся лишь 4,5%, инженеров-строителей – 2,4%, программистов – 2,3%, специалистов сельского и рыбного хозяйства – 5%. И все это не дает возможности вузовским выпускникам реализовать свои амбиции, и они ищут работу в других регионах.

Однако все не так просто, как может показаться. Во-первых, структура профессиональной подготовки специалистов в постиндустриальной экономике всегда имеет смещение в область гуманитарного и особенно социально-экономического образования, поскольку именно это образование является более универсальным и позволяет лучше адаптироваться к динамично развивающимся рынкам. Экономическое и юридическое образование в современном мире является самым массовым, поскольку выступает основой кадрового обеспечения системы малого предпринимательства, составляющего основу экономики постиндустриального общества. Во-вторых, численность студентов, обучающихся в омских вузах, на протяжении 10 лет непрерывно падает, и это несмотря на то, что усилиями чиновников из российского Минобразования была фактически разрушена система среднего профессионального образования, что практически вынудило большую часть потенциальных студентов средних профессиональных заведений поступать в вузы, в т.ч. и на гуманитарные специальности, материальное обеспечение которых значительно ниже технических, а потому и более доступное. В целом численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, снизилось с 91,2 тыс. чел. в 2005 г. до 73,1 тыс. чел. в 2015 г. В-третьих, избыточность поступающих абитуриентов на гуманитарные и социально-экономические специальности уже много лет «успешно» регулируется государством путем значительного сокращения бюджетных мест на эти специальности. 

Невразумительная политика федерального Минобра привела к тому, что бюджетные места по экономическим специальностям стали распределяться главным образом в пользу вузов ЦФО, что привело к стремительному оттоку профориентированной молодежи из сибирских регионов преимущественно в центральную часть страны. Из числа победителей и призеров всероссийских олимпиад в Омске остаются немногие: возможности, которые предлагаются в первую очередь столичными вузами, по сравнению с региональными являются несоразмерными. По данным министерства образования Омской области, в 2017 году из получивших высокие баллы по ЕГЭ в омские вузы приняли решение поступать 62% от их общей численности. Несмотря на то, что гуманитарное и социально-экономическое направление, подтверждаемое сдачей ЕГЭ по обществознанию, выбирает в среднем до 50% абитуриентов, возможности поступать на бюджетные места по данному профилю достаточно ограничены. В Омской области количество бюджетных мест на технические специальности значительно превышает количество бюджетных мест социально-экономической ориентации в пропорции 39% против 12%. В некоторых ведущих омских вузах, например в ОмГУ им. Ф.М.Достоевского, на 2018-2019 год вообще не выделено бюджетных мест на бакалавриат по 38 укрупненной группе специальностей (УГС «Экономика и управление»). А по отдельным направлениям этой группы бюджетные места не выделяются уже много лет, что лишает местную молодежь возможности получать соответствующее образование по месту своего проживания. Поэтому нам представляется туманной перспектива формирования кадрового потенциала для развития малого и среднего бизнеса в Омской области, где и так ситуация далека от идеальной. Так, к примеру, в СФО существенно меньше занятых в области малого и среднего предпринимательства, нежели в ЦФО. Если в ЦФО в 2015 году было зарегистрировано 30,6% от общего количества занятых в сегменте малых и микропредприятий, то в СФО – 12,6%. Еще более контрастными выглядят показатели оборота малых и микропредприятий: 36,6% для ЦФО и 10,7% для СФО.

Поэтому, на наш взгляд, в современном российском обществе нет проблемы избыточности специалистов социально-экономического профиля, спрос на которых остается достаточно высоким. Проблема – в их массовой имитации, осуществляемой многочисленными непрофильными учебными заведениями, получившими липовые лицензии на ведение образовательной деятельности от федерального Минобра в 90-е гг. Если государство заинтересовано в создании высокачественного высшего образования и распределении бюджетных мест на конкурсной основе, то необходимо сформулировать всем понятные и прозрачные правила, способствующие реализации прав молодых людей на получение доступного высшего образования в любом субъекте Федерации (подробнее об этом см. здесь).

Не лучше выглядит и ситуация с инженерным образованием. Трудно понять логику реформаторов от образования, вводивших бакалавриат на ряд инженерных специальностей. В результате заканчивающие в ОмГТУ или ОмГУПСе выпускники бакалавриата не видят перспектив в обучении в местных магистратурах, что, естественно, также их стимулирует к отъезду из региона.

Неоднозначным представляется предположение, что на намерение молодежи Омской области эмигрировать за пределы региона оказывает влияние низкий уровень заработной платы. Однако сухая статистика показывает, что среднее значение заработной платы в Омском регионе далеко не самое низкое в стране. Средняя зарплата работников в Омской области в марте 2017 года была 29 тысяч 478,6 рубля, что составляет более 80% по средней зарплате в стране (36,7 тыс. руб.). Хотя реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) сократились, по данным Омскстата, на 4,7 %. При этом зарплату, превышающую средний уровень, в регионе получает только 11,4% человек. Почти 2/3 населения Прииртышья даже недотягивает до среднего значения.

По всей видимости, дело не столько в низкой заработной плате, сколько в ограниченности возможностей заработать на местном территориальном рынке. Несмотря на то, что самые низкие зарплаты зафиксированы в южных регионах страны, качество жизни там значительно выше, чем там, где официально зарплата выше. Людей удерживает в провинциальных регионах выгодное географическое положение, климатические особенности, транспортная доступность и развитая социальная инфраструктура. Поэтому одним из самых главных минусов Омского региона является неспособность власти сделать привлекательными условия ведения бизнеса в регионе и формирование для этого соответствующей инфраструктуры (удобного и привлекательного для авиакомпаний аэропорта, хороших дорог, гостиниц, кассово-расчетных центров, бизнес-инкубаторов и консультационных служб и пр.).

Россия является федеративным государством, каждый субъект которого вправе рассчитывать на соблюдение своих прав на качественные государственные услуги, институциональную поддержку своих социально значимых инициатив. В наиболее развитых странах мира каждый человек должен иметь набор гарантий, независимо от места своего проживания. Эти гарантии распространяются в первую очередь на достойное образование, качественную медицину и благоприятные условия проживания. В нашей стране пренебрежение этим простым правилом привело к тому, что население восточных регионов страны за последние 20 лет сократилось в среднем почти на 18%. Трудно себе предположить, что будет со страной через следующие 20 лет, если эта тенденция не прекратится.

И все же тренд на отрицательную миграцию нам представляется временным, поскольку у Омской области имеется множество преимуществ, которые еще до конца не реализованы.

Во-первых, это достаточно благоприятная структура региональной экономики, сочетающая в себя мощный нефтехимический сектор, высокоразвитое сельское хозяйство и перспективную обрабатывающую промышленность. Во-вторых, не до конца реализованный приграничный статус региона, позволяющий использовать географическую близость динамично развивающейся территории Казахстана и выстраивание мультимодального логистического центра, направленного на обслуживание транспортных потоков из среднеазиатских республик. В-третьих, наличие крупного нефтехимического комплекса, который может стать реальной основой для создания целой цепочки обрабатывающих производственных центров, использующих отходы нефтехимического производства. В-четвертых, доставшаяся с советского времени сильная сельскохозяйственная база, которая может послужить основой для перспективных направлений развития пищевой промышленности и позволит создать в регионе условия для обеспечения продовольственной безопасности.

Заключение

Все названные мной выше преимущества могут быть реализованы при одном важном условии – если будут опираться на энергию и инициативы населения, проживающего на омской земле, верящего в будущее своей малой родины и уверенного в своих силах и способности изменить ситуацию к лучшему. Поэтому одним из важнейших инструментов, который сможет реально остановить поток омичей, выезжающих в другие регионы, должно стать сильное местное самоуправление, которое убедит людей в том, что их будущее зависит от них самих и что они сами способны самостоятельно творить свою историю.

В 2016 году областная столица Прииртышья отпраздновала 300-летний юбилей, что несомненно способствовало украшению города, единению людей вокруг его исторических традиций и стало отправной точкой в процессе обретения городом своей индивидуальности и культурной самобытности. Однако начавшиеся в начале 2017 года регулярные выбросы в атмосферу таинственного этилмеркаптана, в течение длительного времени замалчиваемые региональной властью, но вызвавшие резкую реакцию гражданского сообщества, воочию обозначили реальный водораздел между обществом и властью. Власть оказалась не готовой решить ситуацию, которую она должна была решать по закону, что несомненно стало еще одним фактором, вызвавшим дополнительные миграционные ожидания. Режим самоуправления призван нейтрализовать действие этого водораздела, заставляя власть более чутко прислушиваться к запросам людей и к их творческим инициативам, повысить доверие к власти и обеспечить удовлетворенность людей условиями своего проживания на исторической родине. Бежать отсюда их вынуждает безысходность, равнодушие власти и страх за свое будущее и будущее своих детей.

Олег РОЙ, профессор, зав. кафедрой «"Региональная экономика и управление территориями» ОмГУ им. Ф.М.Достоевского

Ранее материал полностью  был доступен только в печатной версии газеты "Коммерческие вести" от 12 сентября 2018 года



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Гостю 26 сентября 2018 в 10:08:
ОмГТУ имеет на ОНПЗ базовую кафедру. Целая группа студентов специальности «Химическая технология» ежегодно набирается туда. Исключительно для работы на ОНПЗ. Честно говоря, задолбало уже это нытьё, а так же упоминание всуе ОНПЗ по поводу и без
гость 25 сентября 2018 в 08:55:
Что толку от нефтехимического комплекса рядовому выпускнику? Попробуйте, имея хим образование, устроиться на нефтезавод — там все должности уже распределены на годы вперед. И так везде, где платиться зарплата, а не пособие на нищету. Когда мой сын уехал в Москву после окончания ВУЗа работать, друзья посмеивались — нам и в Омске с 30тырами хорошо — пока не женились и вот она, здравствуй, взрослая жизнь. Жить молодой семьей с ребенком на 30 тыров — однозначно нищета. Теперь друзья то же перебрались в Москву, благо есть друг, который может помочь и подсказать и пожить где первый месяц, два, пока устроятся. И, да, шесть средних зарплат Омской области для молодого специалиста это как-то лучше, чем одна средняя зарплата ОО? Про качество жизни молчу.
о, 24 сентября 2018 в 21:08:
Олег Михайлович, все правильно, все все уже давно об этом знают, знают (без точных цифр), а что же Вы столько лет молчали? Боялись?
Омич 24 сентября 2018 в 19:21:
Был Манякин- крепкий хозяин и государственник! Вершиной подлости и разрушений- Полежаев. А что сделают эти слизняки- поглядим
Mx 24 сентября 2018 в 11:21:
Ну вот хорошо, сформуоировали то, что и так каждому жителю Омска известно.Теперь внимание. Вопрос. Как это измениить?
Сергей К. Суменков 24 сентября 2018 в 06:31:
Вполне академический, но все же верно, однако действующей власти не интересны инициативы снизу! В настоящее время складывается ситуация аналогичная фразе «верхи не могут, низы не хотят», которая впервые прозвучала в работе В.И. Ульянова (Ленина) «Маевка революционного пролетариата» в 1913 году, когда Россия находилась в довольно трудном положении. Так может действующей власти имеет смысл вспомнить историю и не доводить граждан своей страны до состояния нищеты путем обложения налогами в виде неналоговых отчислений, различных сборов, пошлин, создания инвестиционной привлекательности для транснациональных и «близких к своему карману» компаний и т.п., а не для людей которые живут на данной территории. Сидя в высоких кабинетах и выгуливая себя на светских вечеринках, власть имущие читая данные официальной государственной статистики не заметно могут стать основным объектом народного недовольства и недоверия. Уважаемые господа «власть имущие» не забывайте Вас не только президент может отстранить от власти и выразить свое недоверие, а также граждане России — благо Конституцию России пока еще никто не отменял, но если так дальше пойдет чувствую крепостное право будет законодательно возвращено и закреплено, иначе как можно объяснить высказывания некоторых представителей власти на запрет на переселение (отток населения).
Студент 23 сентября 2018 в 01:51:
Ещё про гнет силовиков забыли. Это не только Мостовик.
омичка 22 сентября 2018 в 23:01:
Мысли верные, всё дело в местном самоуправлении, которое состоит всё из кланов, братков, сестёр, идр. родственничков! Образование, вообще, регрессирует всё с каждым днём! Надеялись на Буркова, а он опять старую гвардию тащит, типа Касьяновой, и что? О каком прогрессе мы можем говорить? Уезжайте, молодёжь, никто вас двигать не будет, они вновь по замкнутому кругу идут! Ничего хорошего не видать!
Омич 22 сентября 2018 в 12:46:
После прочтения данной статьи первая мысль, которая возникает: Хорошо быть стареньким, каждый день «открываешь Америку».Вторая мысль: Олег Михайлович, а что же вы столько лет молчали? Боялись?
Показать все комментарии (9)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.