В музее «Либеров-центр» открылась персональная выставка Геймрана БАЙМУХАНОВА.
Выставкой «Отражения» известный омский живописец отмечает свой день рождения. В двух залах демонстрируется 120 произведений.
– Как вы понимаете, это лишь малая доля творческого арсенала художника, – заметила на открытии куратор выставки заведующая отделом научно-просветительской и экспозиционной деятельности музея Галина ЛУЗЯНИНА. – Но это то, что наши залы объективно могут вместить. Зато каждая работа здесь заиграет по-своему и, в отличие от больших выставок, будет обязательно просмотрена и увидена.
Экспозицию составили как живописные полотна, так и графические этюды, выполненные в разных техниках: пастель, акрил, темпера, сангина. Виды любимого Омска соседствуют с работами, созданными под впечатлением от творческих поездок в Тобольск, Крым, Самарканд, Улан-Батор, Аланию, на Кипр.
Яркие, солнечные виды Крыма и Турции оттеняются сдержанными красками омских городских пейзажей. Кажется, время замерло тут в маленьких двориках на Партизанской, в городке Нефтяников, на улочках частного сектора. Изображения Киргизии, Узбекистана, Монголии завораживают национальным колоритом и особой, уникальной атмосферой. Но во всех случаях работы художника – это отражения разных состояний и настроений природы и города.
– Удивительные впечатления, удивительные чувства вызывают ваши работы, – обратилась к автору директор Либеров-центра Елена БУЙНОВА. – Когда я вижу это множество путешествий в разные места, я вспоминаю предание о Вавилонском столпотворении, о том, как Бог наказал людей, дав им разные языки, и они не смогли достроить свою башню до небес. Но вот искусство обладает настолько универсальным языком, который понятен и в Китае, и в Узбекистане, и в любом уголке мира. Особенно если мастер – специалист в академической реалистической живописи. У него все легко и просто, все ясно и в то же время очень ярко и интересно.
Как говорит сам БАЙМУХАНОВ, со студенческих лет он привык делать быстрые зарисовки, чтобы вычленить главное, запечатлеть и точно передать атмосферу местности. Впоследствии автор воспроизводит это на холсте, и у каждого зрителя складывается ощущение, будто и он отправляется путешествовать вместе с художником.
– На протяжении многих лет мы соседи по мастерской, где бы эти мастерские не находились, – рассказал художник Евгений ДОРОХОВ. – Места меняются, а мы все время напротив друг друга. С Геймраном, конечно, очень комфортно ездить на пленэр. В компании художников он является примером работоспособности, даже не видишь, когда он там отдыхает. Интересно ходить рядом с ним, писать, анализировать одни и те же места, по-разному их видеть и воплощать. И если у меня этюды так и остаются этюдами, то он накапливает этот материал, а потом в мастерской выплескивает на большие полотна.
В работах Геймрана БАЙМУХАНОВА нет ничего лишнего, иногда они выглядят обобщенными и даже немного аскетичными. Тем не менее, в каждой присутствует множество точных деталей, благодаря которым изображение становится настолько живым, что, кажется, в него можно проникнуть.
– У меня есть одноклассница, которая живет на берегу Атлантики, в США, – поделился художник Сергей ФЕДОРИЧЕВ. – Каждый раз перед Новым годом мы переписываемся, поздравляем друг друга. И вот она спрашивает: «Как у вас в Омске?» Я говорю: «Снег. А у вас?» – «А у нас снега нет». Я говорю: «Как же ты можешь встречать Новый год без снега?» На что она отвечает: «У меня есть картина БАЙМУХАНОВА – заснеженный уголок Омска. А снег писать он умеет!»
В своем творчестве Геймран БАЙМУХАНОВ объединил азиатскую и европейскую школы живописи. Детские впечатления и образы ранних лет переплетаются у него с отечественными художественными традициями и приемами. Работая в русле известных русских пейзажистов конца XIX – начала XX веков, художник использует навыки, полученные от педагогов: Станислава Кондратьевича БЕЛОВА, Михаила Исааковича СЛОБОДИНА, Петра Александровича КРАВЦОВА. При этом он привносит черты, характерные для восточного изобразительного искусства.
Выставка «Отражения» будет работать в течение ноября.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА