Омск становится "ближе к телу" на новой выставке идей
9 июля в Доме художника открылась выставка "Омск — пространство смыслов — II". Организаторы проекта — местные творческие союзы (Союз архитекторов, Союз дизайнеров, Союз художников) и Городской музей "Искусство Омска". Два года назад, при подготовке первой выставки, акцент был сделан на скульптурном и монументальном наполнении городского пространства. Сегодня объектом внимания стала футболка как способ распространения городской символики.
Авторы называют свой проект выставкой идей, и, конечно, мечтают, чтобы креативные идеи омичей по изменению облика города воплощались в жизнь. Но они готовы и к тому, что случится это не сразу. Вот и первая выставка пока не принесла результатов. Но там речь шла о масштабных произведениях. Футболка же – вещь более простая и мобильная. И два экспоната выставки – футболки "Радость" и "Юность" — сейчас уже в работе. Но все же футболка – не слишком ли это банальный предмет?
— Именно потому, что это банальный предмет, — это предмет, который многое в себя вмещает, — говорит куратор выставки Евгений ГРУЗДОВ. – Это та вещь, которая, что называется, ближе всего к нам, буквально – ближе к телу. Известные культурологи проводили исследование феномена футболки, и пришли к выводу, что надпись на ней может содержать большое количество смыслов. По сути, футболка – лучший способ рассказать миру, о чем ты думаешь, как ты к нему относишься – достаточно написать это на груди. И если у тебя есть какое-то отношение к Омску, его тоже можно выразить подобным образом. Конечно, футболки с омской тематикой уже были и будут, вопрос в том — какие они. То есть существуют стандартные варианты, например, "Я люблю Омск". А у нас появилось "Омск любит меня". Уже здорово. Вообще, футболки могут быть дистенциальные, могут быть попкультурные – для всех. Вполне возможен и субкультурный вариант, национальный. Простора для фантазии много, надо только подумать, оглядеться.
Пространство смыслов на выставке легко осваивают блогер Евгений АЛЕКСАНДРОВ и вернувшийся к нам на каникулы "главный креативщик" города Сергей БАРАНОВ (напомню, сейчас он работает в Музейно-выставочном центре в Салехарде). Ими представлено много разнообразных футболок, реализованных как на картоне, так и в трикотаже.
Собственно, главное здесь – надпись, картинка. Идея. Участница ТО "Наденька" Анастасия МАКАРЕНКО начертила на футболке персональную карту передвижений по городу ("Шаги"), а художник Рамиль САБИРОВ синим кровеносным сосудом на белом фоне изобразил слияние двух рек ("Иртыш и Омь").
Авторы не прочь и пофилософствовать, и поиронизировать. Знакомые городские символы вдруг предстают у них в неожиданном толковании. Например, Евгений АЛЕКСАНДРОВ увидел в шаре "Держава" шлем робокопа. "Звезды не ездят в метро!" — наверное, самое оптимистическое оправдание отсутствия в городе давно обещанного метрополитена.
Помимо футболок в экспозиции присутствуют наборы авторских открыток Павла ПОТАПОВА и Игоря НИКОЛАЕВА, учебные проекты студентов архитектурного отделения СибАДИ, Технического университета и ОГИС (дизайн и ландшафтный дизайн).
Выставка будет работать до 21 июля.
Фото автора