«Сбылась мечта: мы на станции «Беллинсгаузен», – сообщил на своей странице в «Фейсбуке» капитан яхты «Сибирь» Сергей ЩЕРБАКОВ.
На минувшей неделе, 20 февраля, экипаж омской яхты«Сибирь» прибыл в Антарктиду на российскую станцию «Беллинсгаузен», которая находится на острове Кинг Джордж. Напомним, яхта «Сибирь» 7 июля 2019 года отошла от Омска и взяла курс к берегам Антарктиды. Поход приурочен к 200-летнему юбилею открытия русскими военными моряками Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым в 1820 году шестого континента планеты – Антарктиды.
На своей странице в «Фейсбуке» капитан яхты «Сибирь» Сергей ЩЕРБАКОВ сообщил:
«Сбылась мечта: мы на станции «Беллинсгаузен». Стихия дала нам шанс, мы использовали его. Сам не ожидал, что все сложится: такого спокойного пролива Дрейка давно не было. Ангел-хранитель с нами».
На берегах шестого континента экипаж яхты пробыл до 23 февраля и отправился в обратный путь. Маршрут пройдет по Тихому океану вдоль двух Америк – Южной и Северной.
Сергей ЩЕРБАКОВ также указал:
«Четыре последние дня до заветной цели прошли очень гладко. Дело в том, что члены экипажа ориентировались по погоде».
Выдалась хорошая погода, что довольно редко бывает в антарктических широтах. Капитан ЩЕРБАКОВ изучил прогноз погоды и, не дожидаясь полного оформления документов и бюрократических прицепок, принял решение 14 февраля выйти из порта Ушуайи (Аргентина) к последней точке маршрута – Антарктиде. Расчет получился верным. Коварный пролив Дрейка оказался спокойным. Однако экипажу яхты «Сибирь» по возвращении домой придется вновь пересечь пролив Дрейка.
Справка. Фрэнсис Дрейк (1540–1596), английский мореплаватель, вице-адмирал и руководитель пиратских экспедиций против испанских кораблей, перевозивших золото из Америки в Испанию. Фактически был командующим при разгроме испанской армады. В результате англичанам удалось получить преимущество на морских просторах. Дрейк совершил второе после Магеллана кругосветное путешествие. В 1577 году королева Елизавета направила Дрейка в экспедицию к тихоокеанскому побережью Южной Америки. Официальной целью было открытие новых земель. На самом деле его экспедиция имела пиратский замысел – грабить испанские корабли, груженые золотом и серебром. В районе самой южной точки Южной Америки отряд Дрейка из четырех кораблей попал в жестокий шторм. Так пираты оказались в неизвестным проливе между Огненной Землей и Антарктидой. Дрейк прошел по проливу и нанес его на карту. Впоследствии этот пролив был назван проливом Дрейка. Если бы Дрейк прошел к Южному полюсу еще 450 миль, его бы считали первооткрывателем Антарктиды. В те времена на морских картах она еще не была обозначена. Пролив Дрейка имеет дурную славу. Его называют кладбищем кораблей. Безопасно движение во время штормов только для крупных судов: танкеров, контейнеровозов, крейсеров, авианосцев и подводных лодок. Через пролив проходят мощные антарктические течения. Их следствие – частые шторма. Постоянный ветер иногда достигает 35 м/с (126 км/ч). Пролив Дрейка соединяет южные части Атлантического и Тихого океанов и является самым широким на Земле. В узкой его части ширина составляет 820 км. Глубина пролива – более 5000 метров.
С 12–15 февраля в аргентинском городе Ушуайе яхта «Сибирь» участвовала в Международном парусном фестивале, посвященном 200-летию открытия Антарктиды. В Ушуайе капитан ЩЕРБАКОВ встретился с российскими капитанами парусников и провел совместное совещание, на котором моряки подвели итоги плавания. Прославленный капитан парусника Николай ЛИТАУ дал Сергею ЩЕРБАКОВУ очень полезные советы, которые пригодились при пересечении пролива Дрейка.
По прибытии на станцию «Беллинсгаузен» экипаж передал полярникам мемориальные символы из Санкт-Петербурга: капсулу с землей с места боев в период Великой Отечественной войны и знамя города. Эти реликвии ему вручили питерцы 3 сентября 2019 года при старте яхты «Сибирь» из Санкт-Петербурга. В период короткой стоянки у берегов белого континента команда провела ремонт яхты – валовой линии и корпуса, потрепанного штормами.
Справка. Сергей Борисович ЩЕРБАКОВ родился 13 марта 1952 года в Саратове. В 1964 году переехал вместе с родителями в Омск и начал заниматься парусным спортом. В 1968 году стал чемпионом Омской области в классе яхт «М» и выполнил 1-й спортивный разряд. В 1969 году окончил школу №119 и поступил в Омский институт инженеров железнодорожного транспорта (ОМИИТ) по специальности «Автоматика и телемеханика». После окончания вуза распределился на Омское моторостроительное производственное объединение им. Баранова. В этом же году призван на службу в армию, которую проходил в Группе советских войск в Германии. В 1975–1979 годах работал в Омском научно-исследовательском институте средств связи разработчиком радиоэлектронной аппаратуры для оборонных заказов. В это же время сменил в парусном спорте класс «М» на класс «Финн». Первым из омских яхтсменов выполнил норматив кандидата в мастера спорта и мастера спорта СССР. В 1979 году призван на действительную военную службу в органы КГБ СССР и направлен на высшие курсы КГБ СССР в город Минск. В 1980–1997 годах служил в Омском Управлении КГБ СССР – ФСБ РФ в должности «командир антитеррористической оперативно-боевой группы». Вышел в запас в звании подполковника. В 1987 году разработал проект яхты «Сибирь» и приступил к ее строительству. По проекту яхта предназначалась для прохождения по Северному морскому пути. В 1997 году закончил строительство яхты «Сибирь» и совершил плавание через Северный морской путь без зимовок до Санкт-Петербурга. За полярное плавание ЩЕРБАКОВУ присвоено звание «Заслуженный мастер спорта России». С 2002 года по настоящее время – директор Областного государственного учреждения «Омский губернаторский яхт-клуб». В 2019 году Сергей ЩЕРБАКОВ возглавил экипаж яхты «Сибирь» в кругосветном путешествии по маршруту Омск – Антарктида – Омск. Поход организован в честь 200-летия открытия Антарктиды русскими моряками Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым. В феврале 2020 года экипаж яхты «Сибирь» под командованием ЩЕРБАКОВА достиг берегов Антарктиды. В настоящее время яхта «Сибирь» покинула Антарктиду и взяла курс к омским берегам.
От редакции. Поздравляем экипаж яхты «Сибирь» с выполнением поставленной перед вами задачей– достижения берегов Антарктиды. Желаем успешно выполнить вторую часть маршрута Антарктида – Омск и благополучно вернуться в родной город.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ, Сергей ЩЕРБАКОВ