Компания омича попала в крупнейший в Таиланде акселератор стартапов Dtac Acceelerate и выиграла приз за лучшие показатели роста.
В 2016 году омич Вадим ЕРЕМЕЕВ совместно со шведом Самиром ЧЕРРО создал и запустил в Таиланде сервис «GoWabi», помогающий бронировать услуги в салонах красоты и здоровья. Уже в 2017 году компания GoWabi Limited привлекла инвестиции от американского венчурного фонда 500 Startups, за счет чего начала работать в семи провинциях Таиланда. В 2018 году, обойдя более 500 конкурсантов, компания попала в крупнейший в Таиланде акселератор стартапов Dtac Acceelerate и выиграла приз за лучшие показатели роста. В конце прошлого года стартап заинтересовал частного инвестора из Дании, в итоге рыночная стоимость GoWabi Limited увеличилась до 3 млн. долларов. Об этом пишет азиатская пресса. Обозреватель «КВ» Анастасия ИЛЬЧЕНКО связалась с Вадимом ЕРЕМЕЕВЫМ и узнала, что нужно для успешного стартапа в Таиланде.
– Вадим, как появилась идея вашего с Самиром ЧЕРРО сервиса?
– Мы с Самиром познакомились в Сингапуре, где я работал четыре года программистом. Он там занимался продажами, потом переехал в Таиланд, но мы поддерживали контакты, т.к. я прилетал туда отдыхать. И у меня часто возникала проблема: иногда хотелось заранее забронировать СПА, чтобы не терять время и знать, сколько это будет стоить, но таких платформ не было. Так появилась идея сделать сайт по бронированию мест. У Самира были похожие идеи. Он изучал рынок, видел перспективы. В итоге мы скооперировались и начали проект.
– Как вы попали в Юго-Восточную Азию, Вадим? Расскажите немного о себе.
– Я учился в Омском техническом университете, получил профессию программиста. Пару лет поработал, а в 2009 году переехал в Сингапур. Это был мой первый выезд за границу. Два года прожил там, работал программистом в разных компаниях, набирался опыта. В 2011-м вернулся в Омск, поскольку не планировал долго жить в Азии. Но в 2014-м решил вернуться в Сингапур, а в 2016-м переехал в Таиланд. В нашем тандеме я занимался разработкой платформы. Поскольку нас было только двое, мы поделили все бизнес-функции. Приходилось и вникать в маркетинг, и вести службу поддержки.
– Вы взяли за основу салоны красоты. В Омске были подобные стартапы, но чаще всего они включали и другие бытовые учреждения, например автосервисы. У вас линейка будет расширяться?
– Мы изначально взяли категорию салонов красоты и здоровья, потому что в Таиланде они представляют очень большой рынок. Сюда приезжают туристы со всего мира, чтобы сделать массаж, да и население – 70 млн. человек – пользуется салонами красоты. Сначала мы решили сфокусироваться на этом рынке, но сейчас смотрим в сторону медицинского туризма. Люди прилетают в Таиланд, чтобы сделать пластическую операцию, подлечиться, получить стоматологические услуги.
– Что сегодня представляет собой компания?
– Мы – крупнейшая платформа в Таиланде на этом рынке. У нас есть конкуренты, но, по нашим данным, мы значительно их превосходим по количеству бронирований в месяц, по выручке. Активно развиваемся. Сейчас у нас в основном все операции в Бангкоке – 90-95 процентов, активно работаем в других городах.
– Выходить за пределы Таиланда пытаетесь?
– Да, сейчас изучаем соседние страны со схожими экономическими условиями, где у людей не возникает проблем для расчета онлайн, смотрим, насколько перспективно запустить наш сервис на Филиппинах, в Сингапуре, в Гонконге. Но пока не определились.
– Что вы думаете о российском рынке подобных услуг?
– Россия в этом плане далеко.
– Территориально?
– И территориально, и экономически. В сторону России пока не смотрели. В планах экзит, а это или продажа компании, или выход на биржу, и Россия не вписывается в этот план. Наша модель будет работать в России, там люди тоже пользуются салонами, но экономические условия тяжелее, нужно будет делать адаптацию.
– В чем специфика развития вашего стартапа в Таиланде? Почему он так быстро вырос в крупный и успешный проект?
– Хороший вопрос. Во-первых, дело в том, что Таиланд славится своими массажами, СПА. Эта индустрия здесь давно хорошо развита, сформированы большие туристические потоки. И сами тайцы 2-3 раза в неделю ходят на массаж. Бизнес был в офлайне, но не было интернет-приложения. Во-вторых, мы нашли инвесторов. Скорость роста нашего проекта напрямую зависит от количества денег, которые в него вложены. Нам повезло: сейчас Таиланд активно развивает свою цифровую экономику, и все большие компании, банки, телекоммуникационные организации стремятся принять в этом участие и активно инвестировать в проекты. Они дают деньги. Здесь существует масса разных акселераторов, есть хорошая поддержка со стороны частного бизнеса и государства. Поэтому наш проект быстро развивается. В Москве индустрия здоровья тоже развита. Что касается Омска, не слышал, чтобы люди ходили в массажные салоны хотя бы раз в месяц.
– Судя по публикациям азиатской прессы, у вас в инвесторах и американский венчурный фонд, и датчанин. Как вам – иностранцу в чужой стране – удалось заинтересовать инвесторов? Экономика Таиланда так устроена или это ваши личные связи?
– У нас была очень интенсивная работа с инвесторами. На то, чтобы им понравиться, уходит много времени. Первые инвестиции мы получили примерно через семь месяцев после запуска. До этого проект развивали на свои деньги. С инвесторами надо на всех мероприятиях встречаться, показывать разные заманчивые графики, строить картинку будущего, где они увидят себя с заработанной суммой денег. Как иностранцам, нам, конечно, было сложно, потому что мы по-тайски не говорим. Но у нас был хороший региональный опыт: когда работали в Сингапуре, поняли, как онлайн-бизнес работает в Азии. И у нас был готовый продукт, который мы показывали.
– Ваша платформа называется «GoWabi». Гугл-переводчик утверждает, что это язык йоруба и выражение означает: «Идти вперед». Это так?
– Интересно гугл перевел! Вообще, это название мы взяли из японской культуры. Тайцы восхищаются Японией и всем, что с ней связано, поэтому мы решили, что японозвучное название позволит нам создать более качественный имидж компании. Wabi – это принятие того, что красота несовершенна, а глагол Go – стремление. GoWabi – принятие несовершенства, какое оно есть, и стремление сделать его лучше. Вокруг этого термина сформирована целая философия!
– Вадим, в чем состоит работа сайта?
– Наша платформа соединяет владельцев салонов и клиентов. Бизнес предоставляет скидки на определенные часы, когда у них мало людей. Может продавать купоны через нашу платформу. Мы им предоставляем бесплатную статистику, делаем онлайн-маркетинг. У вновь открывшегося салона в Бангкоке тысячи конкурентов, мы обеспечиваем ему рекламу и поток клиентов буквально в считаные дни. Посетителям удобно пользоваться приложением, поскольку оно есть для айфонов, андроидов, можно сделать бронирование на сайте. Для клиентов работает система лояльности, когда они накапливают баллы и каждое десятое бронирование идет бесплатно. Бангкок – многонациональный город, тем, кто использует наше приложение, не приходится изъясняться на ломаном тайском, учить английский. Пара кликов – и заказ сделан. Онлайн-оплата исключает шансы, что в салоне обсчитают или начислят дополнительные проценты.
– Вам платят владельцы бизнеса?
– Да, мы получаем проценты с каждого бронирования. С некоторыми салонами работаем за фиксированную оплату. Кроме того, мы продаем рекламные позиции на главной странице.
– Стоимость вашего бизнеса сейчас оценивается в 3 млн. долларов. Это экономическая эффективность или объективная стоимость, за которую вы сегодня можете продать проект?
– И то, и другое. Это оценка, которую нам дали инвесторы, когда в последний раз вкладывали в нас деньги, исходя из показателей роста компании, ее потенциала, состояния рынка и т.д.
– Сколько сотрудников в вашей компании?
– 25, и еще пять-шесть – временные стажеры. Сначала я работал со своим братом, но потом он начал заниматься другим делом. Сейчас с нами удаленно работает команда из Иркутска, мы отдаем им задачи на аутсорсинг. В компании все разработчики приехали из разных стран: один из США, другой из Бразилии, девушка – из Мьянмы.
– Ведете политические споры?
– Обсуждаем новости, но придерживаемся единых взглядов на происходящее. Мой коллега – американец – постарше, ему за 50 лет, он в молодости активно интересовался Советским Союзом, знает историю, интересно слушать, как они смотрели на нашу перестройку. То, что мы разные, нас еще больше сближает.
– Обычно у нас и американцев полярные взгляды на современную геополитику, то же присоединение Крыма…
– Да, они считают, что с Крымом произошло нарушение международных прав. Они также представляют, что вся эта украинская история произошла из-за того, что американцы туда деньги вливали, обучали украинцев, как отколоться от России.
– Вадим, читала, что вы связаны и с туристическим бизнесом Юго-Восточной Азии. Что это за проект?
– Мы работаем с турагентствами. У нас есть API (от ред. – Программный интерфейс приложения для синхронизации контента с сайтом клиента), с помощью которого партнеры могут размещать бронирования на нашей платформе. Скажем, клиент на Букинге бронирует массаж в Бангкоке и через API-бронирование приходит на нашу платформу. Таким образом мы работаем с платформами в Китае, Японии, на Тайване, сейчас смотрим в сторону Европы, пытаемся найти там партнеров.
– Вы считаете себя мигрантом? Навсегда уехали из России или планируете вернуться?
– Если честно, собираюсь вернуться. Для меня азиатская история – это опыт и новые возможности. Но хочется все-таки жить в своей стране, среди людей, которые говорят по-русски. Не знаю, будет ли это Омск или другой город.
– Что нужно изменить в Омске, чтобы успешные люди не уезжали из него или возвращались?
– Что касается моей сферы, то нужны инвестиции. Если в городе не создан благоприятный инвестклимат, то никакие стартапы рождаться не будут. На свои деньги, как правило, люди могут сделать базовый проект, но построить компанию не получится. Нужны инвесторы, активные люди. В Омске в этом плане, насколько я отслеживаю, проходят только узкие встречи – рассказывают про технические аспекты создания компаний, как писать качественный код, тестировать продукт, делятся каким-то опытом. Но с такими мероприятиями я бы точно ничего не открыл. Конечно, и со стороны государства должна быть помощь, а оно, по-моему, не очень поддерживает предпринимательство. За шаг влево, шаг вправо начинают штрафовать. В Таиланде государство неэффективное, но при этом сделано для людей. Я три года здесь работаю, и за это время нас никто не проверял, налоговые инспекторы не пытают. Здесь много китайских инвесторов. А в России (я читал в СМИ дело Майкла Калви) иностранных инвесторов в СИЗО посадили, потому что у них спор с владельцами случился. Такие истории не вызывают желания вести в России бизнес.
– Вы давно были в Омске?
– В ноябре прошлого года. Стараюсь раз в год навещать родителей. Отдохнуть.
– Вам комфортно жить в Таиланде?
– Да, мне здесь очень нравится. Тайская культура человечная, тайцы вежливые, внимательные люди. У меня девушка – тайка. У них вкусная еда. Я ее постоянно ем – она хорошо сбалансирована. Страна курортная: несколько часов – и ты в Паттайе или на Пхукете. Такой отдых можно позволить себе раз в несколько недель. Здесь очень доступные цены, даже в сравнении с Сингапуром – на жилье, еду. Единственная проблема – это пробки. Бангкок, где я живу, очень загазованный город, в нем много машин и перемещаться не очень удобно.
– Судя по доносящимся сигналам автомобилей, вы сейчас едете по городу?
– Я сижу в кафе у дороги, поэтому вы слышите, как гудят машины. Сам стараюсь передвигаться на метро, это наиболее эффективно. Если поблизости нет станции, пользуюсь сервисом по вызову мототакси. Они достаточно быстро и недорого доставят до места. На машине можно передвигаться только ночью.
Ранее в полном виде интервью можно было прочитать только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» был опубликован 10 июля 2019 года.