Федеральные эксперты по туризму советуют заняться продвижением в регионе брендов Достоевского, Колчака, архитектуры, природы.
20 августа федеральные СМИ сообщили о событии, которого туриндустрия РФ ждала три года: премьер-министр Дмитрий МЕДВЕДЕВ подписал распоряжение о начале программы господдержки российских туроператоров и утвердил правила предоставления им субсидий.
Субсидии туроператорам
На эти цели в 2018 году из бюджета будет выделено 320 млн. рублей. Туроператоры, занимающиеся внутренним туризмом и привлекающие иностранцев в Россию, будут получать на каждого туриста от 1,5 (на популярных направлениях вроде Краснодарского края) до 5 тысяч рублей на сложных направлениях, к которым причислили Камчатку, Приморский край и соседнюю Тюмень. Подобная практика существует во многих странах: в Турции правительство выделяет средства на чартеры, в Израиле на каждого приехавшего туриста выплачивают по 45 евро.
Данная программа поможет значительно увеличить на приоритетных маршрутах турпоток. На данный момент в перечень субсидируемых приоритетных туристских маршрутов входят 12 субъектов РФ: республики Карелия, Алтай, Бурятия, Приморский, Камчатский и Алтайский края, Архангельская, Вологодская, Иркутская, Сахалинская и Тюменская области – круглогодично, а Краснодарский край – с января по май и с сентября по декабрь (без Сочи и исключая новогодние каникулы). Такие условия не случайны: акцент делается на расширение границ сложившейся сезонности. В частности, в Краснодарском крае, где в высокий сезон курорты переполнены, в межсезонье и зимой отели частично (а иногда и полностью) пустуют и туристический бизнес замирает.
Размер субсидии рассчитывается в зависимости от количества отправленных туристов, которое должно быть не менее 150 человек в год. Главная задача комитета по импортозамещению в туризме при Минкульте РФ – как раз увеличение турпотока внутри страны.
От данной программы субсидирования ждут реального экономического эффекта. По оценкам, каждый рубль федеральной субсидии в итоге привлечет не менее четырех внебюджетных рублей. Речь идет о развитии индустрии гостеприимства в регионах, в том числе при помощи малого бизнеса. Поможет субсидия развитию и самих туроператоров, в частности, позволит им совершенствовать сайты, переводить их на другие языки.
Включением региональных маршрутов в федеральные программы занимается Комитет по импортозамещению в туризме при Минкультуры РФ. Эксперты рассматривают культурно-познавательные туры, тестируют их и дают оценку. Они проходят весь путь обычного туриста — от заселения в гостиницу до питания в дороге и покупки сувениров. На данный момент комитет утвердил 26 туристических маршрутов. Туроператоры приступили к их продаже. Основная задача экспертов — оценка маршрутов с точки зрения их продаваемости.
Эксперты по туризму посетили Омск
В июле экспертная группа комитета побывала и в нашем регионе. Она оценила магистральный четырехдневный маршрут «Настоящая Сибирь». Заместитель руководителя комитета Ирина ПЕТРОВА, возглавлявшая группу федеральных экспертов, в телефонной беседе с обозревателем «КВ» поделилась своими впечатлениями от региона и представленного маршрута: «Мы в восторге от Омска. У вас что музей Колчака, что художественный, что «Старина Сибирская» в Большеречье невероятно хороши. Подобных в других регионах мы видели много, но с точки зрения подачи — у вас один из лучших. Там есть все – и этнография, и ремесла, и правильный интерактив. А вот что касается нитки маршрута, тут существуют нюансы. Маршрут не должен рваться на отдельные куски, ему нужна единая нить. А кроме того, тайминг и логистика. После доработки ваш маршрут будет принят. Мы считаем, что Омский регион может достойно занять свое место на карте России в качестве туристической дестинации, потому что у вас есть история, культура, архитектура, этнография, природа».
Ирина ПЕТРОВА пояснила, что регионы предлагают самые разные объекты, некоторые из них интересны иностранцам, другие можно предложить жителям соседних регионов, третьи будут использоваться только для внутреннего потребления. Эксперт отметила, что европейцы любят историю, этнографию, а вот китайцы предпочитают другие объекты. И нужно подстраиваться под целевую аудиторию, под ситуацию. «В Омске есть продукт практически для всех сегментов. Но ваши ценности нужно собрать в одно ожерелье», — пояснила Ирина ПЕТРОВА.
Включение в перечень приоритетных маршрутов позволит Омску значительно увеличить турпоток, считает учредитель компании «Евразия-Тур» Лариса САВОСТЬЯНОВА: «Это даст толчок к развитию города и области. Будет появляться больше кафе, ресторанов и других заведений. Речь ведь идет о круглогодичном приеме туристов, а не только летнем. В этом году Тюмень уже приняла достаточно много туристов, и стало ясно, что им нужны дополнительные автобусы. И предприниматели стали расширять свои автопарки, чтобы перевозить туристов. Так и у нас должно быть».
По мнению Ларисы САВОСТЬЯНОВОЙ, раз через Омск проходит Транссибирская магистраль, то этим нужно пользоваться: «Мы больше десяти лет принимали туристические спецпоезда, а потом они в связи с кризисом стали игнорировать наш город. Его, как и Красноярск, убрали из программы с целью экономии. Для региона такая практика приема туристов много значит. Они поели – оставили деньги в Омске, сходили на экскурсию, купили сувениры – еще оставили деньги». Теперь подобные маршруты реализует РЖД-тур. На прошлой неделе в Омске впервые за много лет сделали остановку туристы, путешествующие по Транссибу в специальных вагонах, которые присоединяются к регулярным поездам. «В двух вагонах иностранцы путешествуют по маршруту Москва – Владивосток, останавливаясь в крупных городах, — рассказала Лариса САВОСТЬЯНОВА, – Это хороший опыт. Надеемся, что РЖД-тур эту практику сделает постоянной и круглогодичной».
Омск получит своего туриста
После того как федеральные эксперты проехали по маршруту, состоялось заседание рабочей группы (в закрытом формате), на котором они предложили свои рекомендации. В основном они касались доработки инфраструктуры, причем речь не только о неровных сельских дорогах, но и о практически полном отсутствии на трассах оборудованных санитарных стоянок. Если, путешествуя на собственном авто, можно воспользоваться туалетной комнатой на автозаправке, то для туристических автобусов эти «блага цивилизации» закрывают.
На доработку отправляется половина всех представляемых комитету маршрутов. Процесс это не быстрый, к тому же региону в ближайшее время предстоит подготовиться и к принятию с 1 января 2019 года закона об аттестации экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников. «Стареют гиды, обученные в Советском Союзе, а молодые не всегда получают достаточно хорошую школу. Кроме того, не происходит актуализация продукта, хотя появляются новые объекты, темы. Здесь есть над чем поработать», – пояснила Ирина ПЕТРОВА.
В Омске она обратила внимание на доступность цен в общественном питании, а также на большое количество кофеен, что создает благоприятные условия для развития туризма. Эксперт подчеркнула, что только объединение усилий власти и бизнеса даст реальные результаты: «Если бизнес и власть будут все время тухлыми помидорами кидаться друг в друга, диалога не получится. У нас круглый стол прошел конструктивно: и турбизнес рассказал, что бы хотел видеть, и муниципалы поняли, что нужно делать. Министр культуры пообещал, что все наши предложения будут учтены. В то же время мы не требуем сиюминутной реакции, ведь есть моменты, касающиеся и парковок для автобусов, и санитарных остановок, и информационных указателей, и объектов питания и размещения, все это в одночасье не изменишь».
Не изменить и того факта, что еще 30 лет назад Омск входил в первую десятку городов, по которым в случае войны планировалось нанести ядерный удар. Эксперты в курсе новейшей истории города, поскольку тщательно готовились, проводили предэкспертную оценку региона. «Давайте не будем забывать, что Омск был закрытым городом, и министерство не может, щелкнув пальцами, изменить историю. Это же не «Золотое кольцо», которое 50 лет на рынке! Честно скажу, полстраны вообще не знает, где находится Омск, а где Томск, и путает их, — заметила Ирина ПЕТРОВА и сразу успокоила: — Но Омск получит своего туриста». Для тех, кто общался с жителями европейской части РФ, такая «путаница» не новость. Представления же иностранцев об Омске вообще сводятся к нулю: пару лет назад одна гречанка поинтересовалась, где находится мой город – в Москве или в «Тартаре».
Похвалила Ирина ПЕТРОВА не только музеи, она отметила, что продуктивной для развития туризма темой может стать реконструкция, продвижение фестиваля «Служилые люди Сибири» как объекта событийного туризма. Кроме того, по ее мнению, в Омске имеются «вполне приличные гостиницы», достаточное количество номерного фонда, хотя отсутствие крупных отельных сетей говорит не в нашу пользу: «Как только в регионе появляются сетевые гостиницы, которые работают по единым стандартам, и все остальные начинают к этим стандартам приближаться». «Ибис Сибирь» – единственный представитель сетевого гостиничного бизнеса у нас, видимо, в одиночку не способен изменить картину.
В работе круглого стола принимал участие Сергей МЕЛЕХОВ, директор гостиницы «Аврора». Он поделился своими впечатлениями: «Гостиничная база Омска экспертов устроила. Просили поработать только над сервисом. Они звонили в другие гостиницы города, ездили, смотрели. Насколько я знаю, посетили «Ибис», «Турист». Проживали у нас, правда, в гостинице бывали редко. Все три дня ездили по области, утром уезжали, а возвращались лишь вечером».
– Хорошо бы сделать Омску бренд-бук, — посоветовала в конце беседы Ирина ПЕТРОВА и пояснила: — В городе нет брендов. Нужно сделать бренд гастрономии, бренд архитектуры, бренд известных людей. Давайте говорить откровенно, у вас хороший музей Достоевского: четыре года он здесь был в остроге. Формировался Достоевский как писатель-то, собственно, в Омске! И Омск сохранил ему жизнь! Значит, нужно эту тему продвигать! Ждем, что дальнейшая работа с маршрутом «Настоящая Сибирь» создаст базу для формирования брендов Омска и Омской области.
Фото Владимира КАЗИОНОВА с туристического тура «Кандальный путь» в Больших Уках
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 5 сентября 2018 года