Арбитражный суд заявил, что «Россети Сибири» пострадали из-за «неосмотрительности государственных органов».
Восьмой арбитражный апелляционный суд 11 августа 2025 года отказал в апелляционной жалобе ПАО «Россети Сибирь» на решение первой инстанции от 7 мая 2025 года. Постановление вступило в силу со дня его принятия. Хотя ПАО, надо полагать, будет подавать кассацию, 8ААС поставил точку в судебном процессе, длившемся два половиной года.
Речь идет о самой громкой победе омских властей в 2015 году. Тогда совместными усилиями правительства региона и администрации Омска удалось спасти от банкротства муниципальное Омскэлектро, задолжавшего МРСК Сибири (так в то время назывались нынешние Россети Сибири) более 1,2 млрд рублей.
Большая часть этой задолженности была закрыта передачей кабельной линии 110 кВ, соединяющей по дну Иртыша высоковольтные подстанции МРСК Сибири «Фрунзенская» и «Прибрежная» (6,9 километра кабельной линии в свое время обошлось региональному бюджету в 672 млн рублей). Линия эта принадлежала Омской области и специально под эту сделку была передана городу Омску.
Прошли годы, и в январе 2023 года Россети Сибири подали в суд иск о расторжении этой сделки и возврате 751 млн рублей.
Переговоры
Переговоры о реструктуризации задолженности Омскэлектро перед МРСК на три с половиной года без процентов и возможности зачета части долга кабелем начались еще в 2013 году. Причем МРСК долго сопротивлялась этому взаимозачету. Вся проблема была в том, что если бы МРСК за те же самые деньги проложила кабельную линию сама, то эти затраты были бы включены в инвестиционную программу и заложены в тарифе. Но закон не предусматривает включение в инвестпрограмму (а значит, и в тариф) приобретение готовых объектов.
Как пояснил истец в рамках арбитражного дела, «ПАО «Россети Сибирь» было против заключения договоров купли продажи кабельных линий и не имело намерений их заключать, при отсутствии в тарифе на услуги по передаче соответствующих источников финансирования».
То есть о проблеме было известно сразу. Так, в частности, в протоколе заседания рабочей группы по вопросу погашения задолженности ОАО «Омскэлектро» перед ОАО «МРСК Сибири» от 24 декабря 2014 года с участием руководства обеих организаций прямо сказано:
— Действующим законодательством Российской Федерации не разрешено включение в инвестиционную программу сетевых организаций мероприятий по приобретению электросетевых объектов, что делает невозможным включение в тарифы расходов на приобретение объектов, а также процентов по кредитам на приобретение объектов.
Это же тогда говорила и РЭК Омской области.
13 ноября 2015 года между ПАО «МРСК Сибири» (кредитор) и АО «Омскэлектро» (должник) было заключено соглашение о реструктуризации задолженности за услуги по передаче электрической энергии в размере 1,18 млрд рублей. Там был пункт 5, в котором сказано, что если РЭК Омской области включит в тариф в качестве источника «приобретения вышеуказанного имущества» инвестиционную программу, то зачет состоится, а если нет – то долг Омскэлектро будет выплачивать деньгами.
Сам взаимозачет должен был происходить в течение трех лет.
Приказом Министерства энергетики РФ от 28 декабря 2015 года №1043 «Об утверждении инвестиционной программы ПАО «МРСК Сибири» на 2016-2020 годы» (с учетом последующих корректировок) была утверждена инвестиционная программа развития ПАО на 2016–2020 годы с основными характеристиками согласно приложению, в которое включен инвестиционный проект «Выкуп КЛ 110 кВ «Прибрежная» – «Фрунзенская» со сроком реализации 2016-2018 годы, общей стоимостью 751,08 млн рублей. Источником финансирования данного проекта определены тарифные средства.
Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 19 апреля 2016 года №28/15 была установлена необходимая валовая выручка ПАО «МРСК Сибири» на 2016 год с учетом расходов на реализацию мероприятия инвестиционной программы «Выкуп КЛ 110 кВ «Прибрежная» – «Фрунзенская». 5 декабря 2016 года между АО «Омскэлектро» и ПАО «МРСК Сибири» заключен договор купли-продажи доли в размере 32/100 в праве собственности на кабельные линии 110 кВ ПС «Фрунзенская» – ПС «Прибрежная» по цене 240 346 176 рублей(с учетом НДС).
Далее аналогичные приказы РЭК были подписаны 29 декабря 2016-го (на 2017 год) и 27 декабря 2017 года (на 2018 год), после которых МРСК зачла оставшиеся доли 25/100 и 43/100 в праве собственности на кабельные линии.
Формально сначала шел договор купли-продажи имущества за определенную цену, а потом соглашение о прекращении обязательства зачетом встречных однородных требований (два последних раза – приобретение и зачет происходили в тот же день). Этот механизм позже тоже скажется на обосновании решений арбитражных судов.
В своих требованиях о расторжении договоров ПАО «Россети Сибири» заявило:
— Все вышеуказанные приказы Министерства энергетики РФ и РЭК Омской области ни в течение периода их действия, ни после его окончания никем не оспаривались, не были признаны недействительными и/или не отменены. При изложенных выше обстоятельствах, действуя разумно, добросовестно и осмотрительно, ПАО «МРСК Сибири» было уверено в правомерности и правильности действий и решений уполномоченных государственных органов, своих действий по заключению с АО «Омскэлектро» договоров купли-продажи кабельных линий 110 кВ ПС «Фрунзенская» – ПС «Прибрежная» и соглашений о прекращении обязательства зачетом встречных однородных требований, а также было убеждено в неизменности приобретенных в результате указанных сделок прав и обязанностей.
Отмена
В декабре 2021 года РЭК Омской области в очередном приказе исключило «расходы на выполнение мероприятий инвестиционной программы «Выкуп кабельной линии 110 кВ ПС «Фрунзенская» – ПС «Прибрежная» в сумме 636 714,00 тыс. рублей (без учета НДС) согласно представлению Следственного управления следственного комитета России по Омской области от 05.10.2021».
ПАО обратилось в суд общей юрисдикции и проиграло.
Решением Омского областного суда от 1 ноября 2022 года отказано в удовлетворении административного иска ПАО «Россети Сибирь» о признании недействующими приказов РЭК Омской области от 28 декабря 2021 года, исключившими при установлении необходимой валовой выручки (без учета оплаты потерь) филиала ПАО «Россети Сибирь» – «Омскэнерго» на 2022 год расходов на мероприятие инвестиционной программы «Выкуп КЛ 110 кВ ПС «Фрунзенская» – ПС «Прибрежная», произведенных в 2016–2018 годах.
Пятым апелляционным судом и Восьмым кассационным судом общей юрисдикции это решение Омского областного суда оставлено без изменения.
Как сказано в иске с указанием на вышеназванный пункт 5 соглашения:
— Пунктом 1 статьи 178 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел.
Уголовное дело Следственным управлением СК РФ по Омской области было возбуждено как раз в связи с тем, что в инвестиционную программу запрещено включать покупаемые готовые объекты, только – строящиеся. Впрочем, это уголовное дело 25 февраля 2022 года было прекращено в связи с истечением сроков давности уголовного преследования. Но свое дело сделало.
Первый отказ
Арбитражный суд уже один раз – 20 октября 2023 года – отказал ПАО «Россети Сибирь» в этом же самом иске. И это решение тоже вступило в силу 23 января 2024-го. Но было отменено кассацией и возвращено на новое рассмотрение в первую инстанцию.
В этом предыдущем решении сказано:
— Следственные органы и суд общей юрисдикции установили, что расчет путем взаимозачета встречных требований не является фактом несения расходов на приобретение имущества в том смысле, который придается понятию «несение расходов» нормами законодательства о тарифообразовании.
К тому же в 2023 году арбитраж посчитал, что исковое заявление подано за пределами годичного срока исковой давности: оно отправлено 29 декабря 2021 года, тогда как приказ РЭКУ подписан 28 декабря 2020 года.
И еще один любопытный абзац из решения, который можно было бы развернуть и в прямо обратную сторону:
— Кроме того, в рассматриваемом случае, суд полагает, что предъявление иска о признании недействительными сделок, совершенных 6–7–8 лет назад, не обеспечивает стабильности гражданского оборота и баланса интересов сторон, учитывая, что на протяжении всего указанного периода стороны считали сделки состоявшимися, истец использовал имущество по его назначению, получал в составе тарифа денежные средства на содержание данного имущества.
Заблуждение
Во втором отказе 2025 года та же самая судья Анна МИКУЦКАЯ указала, что равным образом заблуждались обе стороны (в судебном решении 2023 года мелькнуло и слово «обман»):
— В связи с чем, даже если предположить, что истец добросовестно заблуждался, то в указанное заблуждение он был введен органами государственной власти, а не ответчиком.
Вместе с тем по настоящему делу истец, ссылаясь на неблагоприятные для него последствия, вызванные неправомерными решениями РЭК, ответственность за них пытается переложить на ответчика, добросовестность поведения которого в рассматриваемых правоотношениях не вызывает сомнения, и на которое, в силу указанных выше правовых позиций Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ никак не должны возлагаться неблагоприятные последствия неосмотрительности государственных органов.
Таким образом, в случае если ПАО «Россети Сибирь» понесло убытки в размере 751 млн рублей, на что истец неоднократно указывал в ходе рассмотрения дела, он не лишен возможности обратиться с иском в суд к соответствующему публично-правовому образованию либо государственному органу.
То есть достаточно прозрачно здесь сказано: обманули МРСК Сибири органы власти, заверениям которых компания поверила. Те свою задачу тогда выполнили: спасли Омскэлектро от банкротства. И никого из тех, кто принимал эти решения на областном уровне (у муниципалитета для таких гарантий полномочий просто не было), в Омской области уже давно нет.
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 20 августа 2025 года.






