Все рубрики
В Омске воскресенье, 22 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,3438    € 106,5444

ОСАГО предложили отделить от КАСКО

28 января 2023 13:48
2
2399

Стоимость полиса ОСАГО вырастет, если не стимулировать тех, кто отказывается от страхования. 

В декабре в центральном офисе агентства «Интерфакс» состоялась пресс-конференция на тему ОСАГО.

Руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы финансового факультета Финансового университета при Правительстве РФ Александр ЦЫГАНОВ представил результаты исследования, проведенного осенью и сложившегося из опросов автовладельцев, автодилеров и начальников станций техобслуживания. Спикер отметил, что стоимость запчастей повысилась, а соответственно, и страховые выплаты, однако товарного обоснования этих выплат нет. А раз нет актуального обоснования, то нет и резерва. Отсутствие объема, необходимого для современных выплат, ставит под угрозу рынок ОСАГО:

– Должна поменяться средняя стоимость полиса. Может вырасти, хотя необязательно, оппортунистическое поведение автовладельцев: они станут чаще ездить без полиса. Расширение тарифного коридора, которое случилось в этом году, снизило напряженность, но не закрыло бесспорно оставшиеся недотарифицированные сегменты. Задача изменения тарифа: сделать так, чтобы особо опасные водители – молодые, без опыта; те, кто управляют особыми категориями транспортных средств, которые по статистике бьются чаще, становятся источниками аварии – оказались вынуждены, как в некоторых странах, ездить на такси, а не заниматься вождением самостоятельно. Воспитательная функция, которая могла бы быть у высокой цены тарифа, в России не реализуется.

По статистике, приведенной ЦЫГАНОВЫМ, 90% граждан выбирают в случае аварии денежную компенсацию, которая позволяет ускорить ремонт, а то и вовсе получить своеобразную прибыль – при выборе более дешевых, не новых запчастей, несертифицированных центров. Особенно подобное характерно для владельцев праворульных машин:

– Случается и отказ от ремонта, мы ведь видим с вами на улицах битые машины с оторванными бамперами. Автовладелец, не ремонтируясь, может оставить деньги для собственного удовольствия. Но все-таки цель ОСАГО несколько в другом заключается. Изменение тарифного коридора сделало более правильным распределение. Если летом было достаточно большое количество недотарифицированных сегментов, то к октябрю их доля уменьшилась с 18% до 11%. Получается, каждый автовладелец, который ездит аккуратно и покупает ОСАГО, платит 775 рублей за недотарифицированного клиента-страховщика по полису. Казалось бы, сумма небольшая, но в регионах вполне ощутимая.

Ожидаемо и автомобилисты, и станции техобслуживания стали более лояльно относиться к  использованию деталей, бывших в употреблении, восстановленных или просто старых, снятых с иных машин, не влияющих на безопасность дорожного движения. В целом, получив незначительные повреждения, хозяева уже не спешат срочно ремонтировать свою «ласточку», как это было раньше.

Спикер еще раз назвал большой проблемой отсутствие полисов ОСАГО у наиболее проблемных водителей – неопытных, таксистов, доставщиков еды, пользователей каршеринга, поскольку оппортунизм заразен:

– Необходимо, чтобы не было людей, позволяющих себе выезжать и чувствовать себя в полной безопасности без страхового полиса. Полис ОСАГО действительно служит защите общественных интересов.

Согласно опросам страховых организаций, таких водителей от 5 до 25%. Примерно 596 рублей платит каждый обладатель полиса за уклониста:

– Это в основном по регионам России, в крупных городах ездить без полиса чревато. Мы глубоко убеждены, что требуется ужесточить ответственность за уклонение от исполнения обязанности по закону об автогражданской ответственности, улучшить технические возможности по выявлению лиц, которые посчитали возможным выехать на дорогу общего пользования без наличия полиса.

Как считает ЦЫГАНОВ, успешная борьба с уклонистами от страхования позволит избежать повышения средней стоимости полиса ОСАГО, скомпенсировав возросшую стоимость запчастей. С этим полностью согласился президент Российского Союза Автостраховщиков Евгений УФИМЦЕВ:

– Я считаю, с начала года надо переходить к автоматизации процесса фиксации наличия полиса с помощью камер, добиваться неотвратимости исполнения требований. Чтобы не получалось так, что добросовестный автовладелец, который аккуратно ездит,  переплачивал за другого, без полиса, но не был уверен в получении возмещения в случае собственной аварии. И необходимо легализовать бывшие в употреблении запасные части. 12,5 года – средний возраст единицы транспорта в Российской Федерации, 50% – старше 12 лет. Автовладельцы старых машин просто не могут найти новую запчасть, не могут отремонтироваться у официального дилера. К тому же использовать не новые запасные части экономически выгодней. Мы ведь не хотим людей загнать в неудобную для них ситуацию, не хотим, чтобы стоимость полиса выросла. А для этого нужно легализовать то, что происходит. Это позволит избежать страховых мошенничеств.

Генеральный директор АО «АльфаСтрахование» Владимир СКВОРЦОВ предложил отделить ОСАГО от КАСКО:

– Сейчас ОСАГО движется в сторону замены, по сути, полиса страхования автомобиля. Тем самым в каком-то смысле мы расширяем возможности для автовладельцев, но с другой стороны, не можем отремонтировать машину, если второй участник ДТП был без полиса. У клиента возникает когнитивный диссонанс. Хотим мы того или нет, приучаем к тому, что он по полису ОСАГО машину может отремонтировать или по крайней мере получить деньги на ремонт. А это не так! ОСАГО – страхование ответственности автовладельца; страхование машины – другая история.

Спикер согласился с важностью проработки недотарифицированных сегментов:

– Важна региональная составляющая. Мы обсуждали эту тему с регулятором, но пока не нашли объективную формулу. Определенные регионы – Чечня, Дагестан, Приморье – недотарифицированы. Проблема не в стоимости запчастей, не в качестве езды, не в том, будто в Дагестане много молодых водителей или пользователей каршеринга. Просто там плохо работают механизмы защиты от не совсем правомерных действий.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 28 декабря 2022 года.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Сергей 29 января 2023 в 08:32:
Жулье и дармоеды на шее народа. Как же раньше без них жили?
Аркадий 28 января 2023 в 21:23:
Убрать букву «О» и все отрегулируется населением. Но нет же, кормушка...
Показать все комментарии (2)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.