Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства бесплатно обучает начинающих и потенциальных бизнесменов.
С 1 по 5 октября в Исилькуле прошла пятидневная «Азбука предпринимательства», организованная Омским региональным фондом поддержки и развития малого предпринимательства.
Азбука предпринимательства
Программа «Азбуки предпринимательства» составлена Корпорацией МСП. О том, что эта форма представляет собой, «КВ» рассказала ее куратор Юлия ЧЕРНЫХ: «Это большой тренинг. Участвовать в нем мы приглашаем начинающих предпринимателей и тех, кто только намерен заняться бизнесом. В начале октября провели такое мероприятие в Исилькуле. В течение пяти дней подряд обучали 17 человек основам предпринимательской деятельности». 10 студентов-экономистов исилькульского аграрного техникума, три работающих предпринимателя, три потенциальных и один представитель общества с ограниченной ответственностью с утра до вечера штудировали азы бизнеса.
В план обучения входит несколько информационных блоков. В частности, участники учатся не только составлять бизнес-план, но и делать калькуляцию себестоимости выпускаемого продукта или услуги, рассчитывать финансовое планирование, грамотно ранжировать затраты. В основе обучения лежит теория, подкрепленная практическими занятиями. Это один из плюсов мероприятия, который отмечает большинство участников.
Юлия ЧЕРНЫХ пояснила, что на занятиях преподаватели обучают не просто составлению бизнес-планов, а проходят с участниками все шаги, которые предстоит предпринять бизнесменам, начиная от идеи до регистрации предприятия.
В этом году исилькульские бизнесмены разбились на группы и разработали семь бизнес-проектов: свадебный салон, производство зерновых культур (выращивание), овцеводство, парикмахерская, салон красоты, автосалон и оказание услуг общественного питания. В прошлом году также было много идей из сферы услуг, например, ателье, образовательные услуги для детей.
«Азбука предпринимательства» проходит в районах уже второй год. Евгения СИЛИФОНОВА и Анастасия ПЛАТОНОВА пошли на занятия, поскольку в ближайшее время собираются открыть в Исилькуле свое дело. Небольшая уютная парикмахерская расположится в свежеотремонтированном помещении площадью 24 кв. м. Работать будут сначала два мастера-универсала, потом к ним присоединится и специалист по маникюру. Уже через пару-тройку недель парикмахерская откроет свои двери в центре города, в здании крупного магазина. «В Исилькуле парикмахерских достаточно, но в большинстве – достаточно высокая цена. Нам же захотелось открыть салон экономкласса, где стоимость услуг будет ниже, чем у других. Мы договорились о недорогой аренде и рассчитываем на большое количество клиентов», – поделилась планами Евгения СИЛИФОНОВА.
Она рассказала, что сегодня занимается оформлением заявки на грантовую поддержку начинающим предпринимателям. Евгения надеется получить 180 тысяч рублей, на которые можно будет закупить парикмахерское оборудование – кресла, зеркала, мойку, шкаф, полки, а также материалы, инструменты – ножницы, расчески и прочее.
Предпринимательница готова вложить в проект 15 процентов собственных средств. «Занятия «Азбуки предпринимательства» помогли мне больше узнать о том, что нужно для создания успешного бизнеса, поисков удачного помещения, как правильно составлять бизнес-план для участия в конкурсе на гранты», – пояснила Евгения СИЛИФОНОВА.
Ее землячка Нина БУТЕРУС тоже пришла в этом году на занятия «Азбуки». «Я, как молодой предприниматель, столкнулась с трудностями в плане развития бизнеса. На тренинге «Азбука предпринимательства» нам помогли составить правильный бизнес-план. Если бы я владела этой информаций год назад, я бы еще быстрее раскрутилась», – уверена начинающая предпринимательница.
Она год назад в Исилькуле в Ледовом дворце открыла детский развивающий центр «Вершина». Его педагоги помогают детям готовиться к школе, к детским садам, к ЕГЭ, проводят логопедические, творческие занятия, учат конструированию.
Нина БУТЕРУС уверена, что «Азбука предпринимательства» нужна как начинающим, так и тем, кто отработал первый год, поскольку именно в этот период возникает много вопросов. «Нам рассказали обо всем, что нас волновало, ничего не утаивая. Меня, например, интересовало, как привлечь клиента, как его заинтересовать. После окончания курсов я уже успела применить полученные знания – сделала красивую рекламу в Интернете. Заплатила и разместила в соцсетях нашу страничку. Конечно, я знала о соцсетях и раньше, но не понимала, как это сделать красиво, правильно подать людям. Сегодня у нас уже пошел поток, бывают дни, когда приходит по 5-6 новых ребятишек, – рассказала Нина БУТЕРУС. – Я очень рада, что пошла на «Азбуку предпринимательства». Мы с коллегой на занятиях разработали бизнес-план по созданию в Исилькуле свадебного салона. Когда просчитали, насколько это рентабельно, к нашему удивлению, оказалось, что это выгодный бизнес. Можно смело открывать (смеется)».
Школа предпринимательства
«Школа предпринимательства» – еще одна форма поддержки, организованная Омским региональным фондом поддержки и развития малого предпринимательства. В этом году ее занятия начнутся в Калачинске 18 октября. Желающие еще могут успеть записаться на них. В отличие от «Азбуки предпринимательства» «Школа» проводится для уже действующих субъектов предпринимательства или их представителей. Она также проходит в течение полных пяти дней, но по более углубленной программе. Например, участники «Школы» изучают управление человеческими ресурсами, разбираются в том, как эффективнее осуществлять поиск и отбор персонала, постигают анализ структуры действующего персонала.
Блок вопросов посвящен маркетингу, анализу маркетинга предприятия, управлению товаром и материальными запасами, их анализу, структуре и динамике. Также есть занятия по калькуляции себестоимости продукта или услуги для производителей. Еще один отдельный блок касается финансового планирования, анализа финансового состояния бизнеса, планирования доходов и расходов, плана движения денежных средств, рентабельности предприятия. Более подробно преподаватели останавливаются на бухучете и системах отчетности. На каждом занятии есть практический уклон – либо разбор примеров, либо индивидуальная работа.
«Школа» пользуется спросом у предпринимателей районов. Многим удобно не выезжая в Омск получить интересующие его сведения, ответы на актуальные вопросы. Интересно, что записываются на «Школу» и молодые предприниматели, и те, кто не первый год в бизнесе. «Такая форма обучения особенно важна для людей, которые самостоятельно рассчитывают свои доходы и расходы, хотят разбираться в них. Также приходят те, у кого появляется свободное время, они хотят потратить его с пользой – чему-нибудь научиться», – рассказала Юлия ЧЕРНЫХ.
В прошлом году на «Школу» записалось 15 человек, в этом заниматься придут столько же или даже больше. Спрос есть, поскольку люди видят эффект. Юлия ЧЕРНЫХ рассказала, что в прошлом году в мероприятии участвовали начинающие предприниматели, которые подавали заявку на грант – на открытие своего бизнеса – и в итоге получили его. После занятий они смогли сориентироваться, в частности, в вопросе пользы и эффективности рекламы.
«Поняли, кто читает соцсети, как выбрать, где давать рекламу – либо в газете, либо на стендах, а у кого-то сарафанное радио работает лучше, чем платная реклама. В Калачинске есть ребята, которые занимаются вывозом мусора в частном секторе. Они в прошлом году проходили «Школу предпринимательства». И сегодня в маркетинге стали грамотнее. До «Школы предпринимательства» они покупали годовой абонемент и отдавали 3,5 тысячи рублей за годовое размещение контактной информации о своей организации в интернет-справочнике, но привлекли так всего одного клиента. Не потому, что интернет и соцсети – неэффективный способ, просто они занимаются вывозом мусора, и у них по всему городу стоят баки с их рекламой. В течение года ребята, заключая договоры, уточняли, откуда люди о них узнали, сделали анализ и выяснили, что основная часть клиентов приходит по этой рекламе с баков и по сарафанному радио. На сегодняшний день они уже четко знают, что им не нужно вкладывать деньги, чтобы о себе заявить», – рассказала Юлия ЧЕРНЫХ.
Она пояснила, что в «Школу» записываются предприниматели из самых разных сфер деятельности – производители хлебобулочных и кондитерских изделий, оценивающие энергоэффективность жилья, работающие с тепловизорами, предприниматели, занимающиеся ковкой металла, выращиванием зерновых и многим другим.