В 2017 году в регионе зафиксировано 89 мест локализации дорожно-транспортных происшествий, из которых 85 находятся в областном центре.
2 августа в пресс-центре МКР-Медиа прошла пресс-конференция «Навстречу безопасности» в рамках мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения 2013-2020 год».
Снижение ДТП
Первым словом предоставили врио начальника УГИБДД УМВД России по Омской области Евгению ЩЕРБИНИНУ. Он озвучил статистику дорожно-транспортных происшествий (ДТП) за последние полгода. За этот период в Омской области зарегистрировано более тысячи ДТП, в них 85 человек погибло, около 1600 получили ранения различной тяжести. «По сравнению с 2017 годом число ДТП снизилось на 3,2 процента, однако увеличилось число погибших на 2,4 процента. Также травмировано на 0,2 процента больше», — пояснил Евгений ЩЕРБИНИН и рассказал, что инспекцией ведется анализ аварийности, выявляются ее причины. Также УГИБДД плотно занимается профилактикой ДТП, в частности, за последние шесть месяцев проведено более тысячи мероприятий, в том числе с участием СМИ.
Начальник управления дорожного комплекса регионального минстроя Дмитрий ХРИСТОЛЮБОВ напомнил присутствующим, что согласно майскому указу президента РФ к 2024 году смертность в ДТП должна быть снижена в три с половиной раза. В цифрах это выглядит следующим образом: если в 2017 году был 221 погибший в результате ДТП, то в 2024 году этот показатель должен уменьшиться до 63 человек. Сократиться должно и количество мест локализации ДТП — в два раза.
В 2017 году всего в регионе было отмечено 89 мест локализации ДТП. Под ними понимается участок дороги, где за год произошло три ДТП одного вида или пять ДТП разных видов. Из 89 таких мест 85 в Омске, три – на дорогах федерального значения и одно – на трассе регионального значения. В целом сегодня 78 процентов всех аварий с пострадавшими происходит на территории Омска. По каждой такой точке службы изучают причины ДТП, устраняют их, например, разводят потоки, устраивают освещение пешеходных переходов.
Дмитрий ХРИСТОЛЮБОВ обратил внимание на то, что одной из составляющих высокой аварийности на дорогах является техническое состояние дорог. «За последние два года мы значительно улучшили состояние дорог. В областном центре отремонтировали 117 автодорог, это 17 процентов от всей протяженности. И все заметили, что состояние трасс стало лучше. Но в связи с этим автолюбители начали превышать допустимые скорости, соответственно, количество ДТП уменьшилось, но тяжесть последствий увеличилась. Поэтому наша задача сейчас — наряду с качеством самих дорог повысить их безопасность», — отметил начальник управления дорожного комплекса.
Культура поведения на дорогах
В пресс-конференции принял участие гендиректор московского экспертного центра «Движение без опасности» Вадим МЕЛЬНИКОВ. В течение десяти лет его организация реализовала около 20 проектов, направленных на изменение культуры поведения людей на дороге. И вот в рамках федеральной целевой программы на 2013-2020 годы в 2016 году стартовала кампания «Навстречу безопасности», под эгидой которой экспертный центр занимался развитием у детей навыков безопасного поведения на дорогах, повышением культуры вождения, современными системами оказания помощи пострадавшим и многим другим, что позволяет снизить количество ДТП. В этом году в число регионов, где реализуется кампания, вошел и Омск.
Вадим МЕЛЬНИКОВ рассказал о своем проекте и тех исследованиях, которые они проводят в регионах, в том числе для того, чтобы увидеть, насколько предлагаемые ими мероприятия помогают улучшать ситуацию на дорогах. Кроме того, эксперты измеряют динамику оценки информационного пространства и количество информационных материалов, комментариев в соцсетях. «По факту: как это будет восприниматься в информационном пространстве, так и меняется ситуация», — уверен Вадим МЕЛЬНИКОВ. Он напомнил, что десять лет назад на дорогах России гибло порядка 36 тысяч человек в год, и сегодняшние 19 тысяч иллюстрируют серьезный прогресс. Чтобы цифры и дальше снижались, «Движение без опасности» предлагает большое количество разработанных информационных продуктов — от сценариев для занятий с детьми до создания фильмов о транспортном травматизме.
Обратить внимание на широту темы предложил Вадим МЕЛЬНИКОВ: «Посмотрим на цифры статистики. Ущерб от дорожно-транспортного травматизма составляет порядка двух процентов ВВП. Это и затраты на ремонты, и человеческие жизни, и неполученная прибыль и т.д. Два процента – это примерно 2-2,5 триллиона рублей. Буквально вчера ваш регион посетил представитель правительства, который в том числе наверняка говорил, что сейчас рассматриваются национальные проекты, в их рамках требуется порядка 9 триллионов. По факту треть этой суммы просто выкидывается на дорогу. Помимо этого еще одна интересная цифра. Если мы посмотрим на сумму штрафов, которые население ежегодно выплачивает, нарушая ПДД, то она равна количеству сбережений, которое делает население. То есть, чтобы в два раза увеличить объем сбережений, можно просто не нарушать. Происходящее на дорогах — это определенная модель поведения людей, которые не ценят то, что у них есть, ведь 85 процентов всех ДТП происходит из-за нарушения ПДД, т.е. это осознанные действия. От модели поведения людей очень многое зависит, и проект, который мы привезли, – это некий пример, демонстрация того, как можно работать с населением». Глава экспертного центра привел пример: тренинг по оснащению автомобиля детским креслом можно проводить прямо в роддоме — для рожениц.
Шеф-тренер экспертного центра Дмитрий СТЕБАКОВ рассказал об опыте внедрения программы в Минусинске Красноярского края. Он пояснил, что строгое преподавание ПДД в современном мире детей не работает, а педагоги лишь отчитываются за проведенные мероприятия. Специалисты готовы научить их преподавать правила дорожного движения в игровой форме, чтобы детям было интересно.
На такое заявление ответила заместитель министра образования Омской области Лариса ЖУКОВА: «Если наши коллеги снабдят педагогов новыми инструментами, они, конечно, будут только за. Но сказать, что уроки по ПДД очень скучны, нельзя. Есть два предмета, в рамках которых изучаются правила дорожного движения: в начальной школе – окружающий мир, в средней и основной – основы безопасности и жизнедеятельности. В рамках внеурочной деятельности педагоги стараются сделать занятия разнообразными. Для нас очень важно, когда к нам приходят инспекторы дорожного движения». Такие занятия, по словам замминистра, более интересны детям. Она также отметила, что больше половины школ региона имеют отряды юных инспекторов дорожного движения, которые занимаются в том числе и пропагандой безопасности на дорогах среди сверстников, выработкой навыков первой помощи, фигурного вождения велосипеда. «Школьные автогородки для нас — это мечта. Но опыт такой есть», — заметила Лариса ЖУКОВА и привела в пример одну из омских школ, где подобный автогородок создали при участии детей, родителей, педагогов.
«Золотой» час, или «Не навреди»
Директор Территориального центра медицины катастроф Иван КОСТЮК рассказал о том, что делается в рамках медицины для сохранения здоровья людей при ДТП. Так, по итогам первого полугодия 2018 года 96 процентов карет скорой помощи доезжают до места ДТП менее чем за 20 минут. Это, по словам Ивана КОСТЮКА, является серьезным достижением.
Сегодня на базе центра медицины катастроф работает симуляционный центр, где население обучают оказанию первой помощи, показывают, как извлекать людей из автомобилей при аварии. В 2017 году в центре обучили 3680 человек, из которых порядка 800 — дети, школьники, студенты.
— Владея навыками оказания первой помощи, участники ДТП до приезда скорой помощи, в течение так называемого «золотого» часа, могут оказать помощь – остановить кровотечение, провести сердечно-легочную реанимацию, тем самым сохранить жизнь и здоровье пострадавшему. Большинство или боятся, или не знают, как это сделать. Ждут, когда приедет карета скорой помощи или спасатели, — пояснил Иван КОСТЮК и пожаловался, что в последние годы автошколы перестали с ними сотрудничать. Причину это явления пояснил Игорь СЕМАКИН (президент Ассоциации автошкол Омской области): «У автошкол активное взаимодействие с Центром началось, когда усилили требования к программе подготовки водителей в части медицины. Чтобы проводить такие занятия, нужна достаточно серьезная материальная база – манекены, оборудованный класс, что требует солидных затрат. На первом этапе многие школы были к этому не готовы, и взаимодействие с Центром медицины катастроф стало отличным выходом. Ученики получали даже больше, чем требовалось по программе. Через некоторое время автошколы адаптировались, и сейчас практически везде есть свои манекены, классы, и занятия проводятся специалистами".
Качеством преподавания в свой автошколе Игорь СЕМАКИН вполне доволен, а причину неоказания помощи водителями видит в другом: «Мы обсуждали перед встречей с коллегами, насколько готовы люди в реальных ситуациях подойти к живому человеку, у которого, допустим, хлещет кровь… К этому большинство психологически не готовы. Взять на себя ответственность за то, чтобы оказать неквалифицированную (в любом случае!) помощь, готовы не все. Это должна быть какая-то крайняя ситуация. Потому что за 2-5 или даже за 10 минут, которые мы ждем скорую помощь, можно навредить гораздо больше. Плюс предусмотрена ответственность. Не дай бог, с человеком произойдет что-то серьезное, тогда тот, кто к нему прикасался, будет задействован в судебном разбирательстве — правильно ли он воздействовал».
Ранее репортаж полностью был доступен только в печатной версии газеты "Коммерческие вести" от 15 августа 2018 года