Общедомовое водоотведение: население вновь проиграло.
Общедомовые нужды, или как они называются сейчас в большей части нормативных документов расходами на «содержание общедомового имущества» (СОИ), всегда были темой, вызывавшей много вопросов у жителей. Но нормативное регулирование со временем как-то смиряло россиян с действительностью. Это произойдет и теперь, так как постановление правительства № 92 от 3 февраля 2022 года, где ОДН по водоотведению – не единственное изменение реальности, базируется на решении экономколлегии Верховного Суда (определение ВС РФ от 08.12.2021 г. № 309-ЭС21-16634). Ни один суд теперь не пойдет против решения коллегии ВС РФ в спорах граждан по этой теме. Ресурсоснабженец будет в этом вопросе всегда прав.
Что было
До данного постановления в стране существовало некое разночтение в том, как начислять коммунальный ресурс на содержание общедомового имущества (давайте для краткости обозначим его КР СОИ), в том числе по водоотведению.
Статья 156 ЖК РФ в п. 9.2. давала следующие возможности для начисления КР СОИ (не только для сточных вод):
1. Норматив. На него влияла техническая возможность использовать коммунальный ресурс. Для определения такой возможности использовался техпаспорт многоквартирного дома. Пример. Высотный дом с мусоропроводом предусматривает наличие в помещении с мусорным баком кран для его периодического мытья. А стало быть, и организованный слив. Таки-вот вам техническая возможность пользоваться при СОИ водоотведением. А вот, скажем, в типовой пятиэтажке такого организованного слива в канализацию из подвала не предусмотрено. То есть технической возможности нет. А стало быть, нет и ОДН на водоотведение в квитанциях жильцов.
2. На доме стоит умный счетчик на водоснабжение, сам передает показания. Они – однозначное основание для начислений за СОИ.
3. Собственники решали, платить за фактическое потребление или за среднемесячное с последующей корректировкой. Например, раз в квартал.
Что есть
После принятия постановления правительства № 92 от 03.02.2022 года ситуация изменилась.
1. Коммунальный ресурс на СОИ должны оплачивать все потребители. Конструктивные особенности дома теперь по умолчанию у всех подходящие для ОДН на водоотведение. В частности, вот цитата из постановления:
«Возможность указанного потребления, отведения считается предусмотренной конструктивными особенностями многоквартирного дома при наличии в таком многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление с использованием соответствующего коммунального ресурса коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, а также отведению сточных вод».
2. Состав коммунальных ресурсов для СОИ четко определен. Электричество, холодная и горячая вода, отведение сточных вод.
3. Порядок расчета КР на СОИ определен так (фокус внимания теперь именно на сточных водах):
А) На доме установлены умные приборы учета на холодную и горячую воду – ОДН на доме их ежемесячная сумма. Минус отсюда все поквартирное потребление. Разница распределяется в виде ОДН.
Б) На доме – общедомовые приборы учета холодной и горячей воды. Тогда жители либо фактически оплачивают помесячно потребленный домом объем ресурса как сумму потребления по этим счетчикам за период или, если так проголосовали на общем собрании, платят по нормативу с ежеквартальной корректировкой до факта.
В) На доме нет прибора учета холодной и горячей воды, или какого-то из них, или истек срок их поверки, или они выведены из строя – тогда жильцы платят за сточные воды по нормативу.
Г) Если же так случилось, что ОДН по ресурсу отрицательный, то в текущем периоде начисления не происходит, а происходит корректировка в следующем.
Общий смысл в логике постановления теперь таков: сколько потреблено домом воды, столько и водоотведено.
А сколько это в рублях
Понятно, что для кого-то, кстати, для большинства, в квитанциях добавляется новая строка. А кто-то теперь однозначно будет платить по фактическому потреблению, хотя разные нормативные документы до решения экономической коллегии ВС РФ позволяли двояко трактовать технологию начисления платы за ресурсы – норматив или факт. Но как говорится, сколько это в граммах?
А вот здесь все очень индивидуально и зависит от дома. От его жильцов. Как и всегда с ОДН.
В том, что касается сточных вод, для дома очевиден расход за ресурс, который точно не попадает в канализацию. Это полив придомовой территории в теплое время года. Или, к примеру, заливка катка, или горки, или создание ледяных скульптур зимой. Не хотите платить за водоотведение при этом? ОК, нет ничего невозможного, этот расход ресурса можно заактировать. На основании чего? Например, отдельного прибора учета для этих нужд, установленного за счет жителей. Разумеется, если так решат жители.
Если у вас не сливали в текущем месяце воду со стояков, не набирали ее для мытья подъездов, не было опрессовок, это не значит, что по факту общедомовое водоотведение будет нулевым. И скорее всего фактическое потребление на вашем доме будет выше нормативного. Почему? Скажите спасибо тем двум категориям жителей.
Первые ставят магниты на свои индивидуальные приборы учета, таким образом занижая свое потребление воды. В итоге они платят по своим квартирным счетчикам меньше, а общедомовой прибор учета, посчитав их потребление без вранья, отнесет разницу на ОДН. Теперь не только воды, но и водоотведения.
Вторые вообще не имеют счетчиков. В такой квартире может быть прописан 1 человек, но фактически проживать большая семья или группа товарищей-мигрантов, которые льют воду без ограничений, оплачивая норматив за одного прописанного и по воде, и за сточные воды. Разница опять же будет учтена общедомовым прибором учета и распределена на всех жильцов дома.
То есть на большинстве домов общедомовой прибор учета показывает больший объем потребленной воды, чем сумма поквартирного потребления. Теперь то же будет касаться и водоотведения. Между этими показаниями есть прямая взаимосвязь.
Конечно, если семья из пятерых, например, прописанных жильцов, не установившая квартирные счетчики, поразъехалась, и, скажем, одинокая мать семейства оплачивает нормативное потребление воды за всех отсутствующих, то есть шанс в периоде, что ОДН по воде и сточным водам на доме будет отрицательным. Но каковы шансы?
Таким образом, предположительно сказать, на сколько в среднем похудеет кошелек от введения ОДН на водоотведение, сложно. Как говорится, вскрытие покажет.
Что это означает
Для начала надо понимать, что определение ВС РФ и постановление правительства № 92 не родилось само по себе. Оно было основано на аргументах Росводоканала. Так что можно с уверенностью сказать, что постановление правительства – в пользу ресурсоснабженца. Нет смысла сейчас обсуждать, захотелось ли просто компании больше денег или существовавшее положение вещей всерьез угрожало финансовой устойчивости поставщика ресурса. Постановление правительства принято, сейчас это данность. Выгодоприобретатель – поставщик ресурса холодной воды и водоотведения. Он получит больше денег.
УК и ТСЖ в финансах особо ни в плюсе, ни в минусе, но получили некие дополнительные заботы. Они теперь должны ежемесячно подавать в водоканал данные по горячей воде и запрашивать дополнительно поквартирную оплату ОДН за водоотведение из жилых и нежилых помещений дома. Как они это делали по холодной воде. В момент перерасчетов УК должны по факту рассчитаться с ресурсоснабженцем, только потом выставив перерасчет жителям. Но это при условии, что мы говорим о добросовестных УК, кто аккуратно расплачивается с ресурсоснабженцами. В российской же практике до сих пор полно управляющих компаний – времянок, которые собирают деньги за ОДН с жильцов и или не перечисляют их за ресурс, или не делают перерасчет в сторону уменьшения начислений жильцам, если такой факт имел место.
С гражданами или конечными потребителями ресурса все просто. Их платежи увеличатся. Точка. И дополнительно в нашей реальности это означает следующее. Вновь граждане, не имеющие возможности повлиять на неудачных соседей, будут за них платить. Никому более не интересно сбережение ресурса, ресурсоснабженцам оно не интересно давно, но реальное внутридомовое потребление становится менее интересно и управляющим компаниям, у них теперь другие заботы, они отлаживают обмен информацией с водоканалами. Нынешнее постановление все свесило на жителей.
Новый порядок расчетов применяется с 1 сентября 2022 года. Все, о чем мы сейчас говорили, возможно, выглядит несколько скучновато, но момент оплаты первых измененных квитанций омичам и другим гражданам РФ будет весьма интересен. И чтобы этот интерес не добавил негативных настроений обществу, было решено в феврале отнести эти интересности на осень, чтобы не очень мешать подготовке к очередному всеобщему дню голосования.
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 13 июля 2022 года.