А мэрия отлавливает кочующие по Омску киоски и ищет бизнес, готовый работать в удаленных микрорайонах.
На комитете по вопросам экономического развития Омского горсовета 15 октября депутаты и чиновники снова обсуждали нестационарные торговые объекты (НТО) и их место в городе.
ЗАРЕМБА настаивает, что НТО – это временное явление
Позиция мэрии, которую озвучил заместитель мэра Омска Олег ЗАРЕМБА, не всеми была воспринята позитивно.
— Нестационарный торговый объект, исходя из его названия, – это временное явление. Временное! – подчеркнул ЗАРЕМБА. – Создавать условия, при которых он будет стоять вечно? Тогда давайте не будем его называть НТО, пусть это будут капитальные строения, и люди смогут там неограниченное время вести бизнес. Учитывая не самое дорогое исполнение большинства НТО, они успевают окупиться в течение года – полутора, иногда двух лет. В случаях с теплыми остановочными комплексами Агентство развития просчитывало горизонт окупаемости в 4,5 года при сроке аренды 7 лет. В любом случае этот бизнес окупился, и он априори был временным.
Заместитель мэра отметил, что мэрия предлагала предпринимателям выбрать для установки НТО другие места, которые сейчас чаще всего находятся в зоне отвода дорог, где не имеют права стоять согласно федеральному законодательству. Однако, по словам Олега ЗАРЕМБЫ, омские предприниматели в массовом порядке с предложениями о переносе в другое место не обращаются: «В Красноярске, Волгограде, Москве торговля была перенесена внутрь микрорайонов. Там достаточно места. Но в Омске желающих нет!».
Беляшная у политеха
Когда депутат Алексей ЛОЖКИН поднял вопрос о конкретном объекте – беляшной на остановке «Политех», ее судьбе после того, как там будет установлен ТОК (теплый остановочный комплекс), оказалось, что Олег ЗАРЕМБА темой интересовался:
— Я выходил на «Капитал-Строй» с вопросом, были ли предложены беляшной условия. Были. Преимущественным образом переехать в любое удобное время в теплую остановку с обсуждаемым вопросом по цене. Но владелец киоска непреклонен, он считает, что должен стоять в этом виде и на этом месте, пока у него не пропадет желание. Поэтому, к сожалению, там диалог не складывался. Администрация прикладывала усилия, чтобы этот бизнес был сохранен. Пока все находится в стадии переговоров, и не понятно, чем закончится.
Первые этажи
Вице-мэр обратил внимание депутатов на то, что из-за роста киосков на улицах Омска пустеют торговые площади на первых этажах:
— Когда мы боремся за один вид бизнеса – за НТО, мы забываем, что существует и другой. К примеру, это торговля на первых этажах. Стоимость квадратного метра там от 500 до 800 рублей. Пустых площадей у нас около 50%. Стоимость аренды в НТО начинается от 1 тыс. рублей и доходит до 3-4, т. е. она в разы дороже капитальных. Но туда не идут, потому что сложилась, на мой взгляд, нездоровая конкуренция: один молочный киоск стал на дорожке или на остановке, второй рядом, они конкурируют с нормальной, цивилизованной торговлей. У людей пропадает стимул заходить в места, для это предназначенные – в торговые центры, магазины. Киоски зачастую неприглядного вида, не отвечающие ни правилам пожарной безопасности, ни санитарным нормам, ничему. И этот бизнес надо сохранять!? Большинство НТО принадлежат не торговле, которая в них размещена, а так называемым девелоперам, и мы сегодня говорим о защите интересов девелоперов в 80% случаев. Забывая о девелоперах, которые вложили несоизмеримые суммы в капитальную недвижимость, которые даже за втрое меньшую цену не могут сейчас бизнес привлечь, потому что у нас дикое поле образовалось. Мне кажется, разумно было бы рассматривать две эти стороны и вспомнить, что есть интересы и других людей.
За 9 месяцев 2020 года мэрия убрала 480 НТО
По данным мэрии, на 1 января 2020 года в Омске было 350 НТО, сегодня осталось 240 НТО, которые не имеют правовых оснований для своего существования.
— Но мы же понимаем, что они кочуют с одного места на другое. Если мы его выносим или собственник делает это самостоятельно, НТО у нас из плана выноса исчезает. А через день – два он появляется в другом месте (а может быть, даже и в этом) и опять попадает в план, и мы начинаем работу по его выносу. Поэтому общая сумма всех объектов, которые были вынесены за 9 месяцев этого года, – 480. При том что на начало года их было всего 350, – пояснил ситуацию заместитель директора департамента городской экономической политики администрации города Омска Михаил ЩЕЛКОНОГОВ.
Он отметил, что сегодня делается акцент на обеспечение киосками удаленных территорий:
— Это и старые микрорайоны, и новые. Большая проблема у нас на ул. Стороженко, где построили 25 девятиэтажных домов и нет ни одного магазина. Мы работаем с предпринимателями, уговариваем их войти туда, там тоже живут люди, тоже есть спрос.
В Омске останется 30% от существующих НТО
Член координационного совета Омского областного союза предпринимателей Дмитрий УСЕНКО обеспокоен ситуацией вокруг сокращения киосков, поэтому обратился к депутатам:
— В перспективе по современным нормативам из всех НТО, существующих сегодня, останется 30%. 608 договоров прекращают действие в ноябре – декабре 2020 года, из них 400 объектов исключаются напрочь. Эти предприниматели не имеют возможности развития своего бизнеса на текущем месте, потому что он не соответствует требованиям. Это 2/3 действующих предпринимателей! Как они будут существовать, станут ли вообще осуществлять предпринимательскую деятельность, остается вопросом.
Он обратил внимание на то, что альтернатива, предложенная мэрией, – «предоставление компенсационных мест с преимущественным правом» – правильная, однако количество таких мест может не соответствовать числу исключаемых:«Их всего не более 100 по всем округам! А мы за два следующих месяца потеряем 400 таких мест. И предоставить альтернативу предпринимателю практически невозможно». Дмитрия УСЕНКО беспокоит и то, что компенсация мест будет предоставляться на условиях аукциона. И ЩЕЛКОНОГОВ это подтвердил:
— Только через аукцион и конкурс! Другого не дано! Есть федеральный закон. Слово «компенсация» здесь звучит не правомерно, мы говорим «преимущественное право через предоставление мест, которые находятся в списке компенсационных». Но это не компенсация за то, что у него закончился договор!
Дмитрий УСЕНКО попросил депутатов и чиновников более лояльно подойти к решению вопроса об НТО, предоставлять предпринимателям равнозначные места: «Не может предприниматель с беляшной на политехе уехать в Рябиновку и осуществлять там деятельность с теми же оборотами, нормами дохода. По городу таких примеров наберется много». Он также предложил разыгрывать аукционы на НТО не на пять лет, а на семь.
«Мы зарежем не только киоски, но и производство!»
Глава комитета по вопросам экономического развития Омского горсовета Алексей ПРОВОЗИН тоже против уничтожения в Омске НТО, он в своем выступлении сделал акцент на социальную значимость данных торговых точек:
— НТО – это не только табак, это и пресса, и мороженое, и хлеб. В последнее время развивается сеть «Тюкалиночка». Это и овощные лавки, и Азовская птицефабрика, где цены на куриную продукцию ниже, чем в сетевом ритейле. Для многих производителей НТО – это сеть сбыта, и в случае уничтожения таковой мы можем потерять и производителя. «СибХолод» зарегистрирован на территории Омска, производственные площадки здесь, заплата платится в Омске, соответственно, доходы на физлиц тоже. Неналоговые поступления от киосков платятся в наш бюджет. Если мы зарежем «СибХолод», мы зарежем не только киоски, а целое производство. При этом многие депутаты говорят, что в отдаленных районах недостаточно нестационарных объектов – в Лукьяновке, Николаевке, Порт-Артуре, в Амуре, в Волжском, Осташково, в Рябиновке. Минус 400 НТО – это несколько сотен человек без работы, а в киосках трудятся, как правило, женщины 50+, которым сегодня найти новую работу невозможно.
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 21 октября 2020 года.